Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/modules/show.full.php on line 243  Интервью с Даурбеком Макеевым: традиция осетин » Осетия | Официальный сайт религиозной организации осетинской традиционной веры
21.11.2017 00:09

Интервью с Даурбеком Макеевым: традиция осетин

Автор: admin / 8-10-2017, 22:38 / Категория: События и мнения
Интервью с Даурбеком Макеевым: традиция осетинПриветствую Вас, Даурбек! Пожалуйста, представьтесь нашему читателю.

Добрый день! Называть меня писателем, наверное, будет не правильным. Писатель это человек, к-рый занимается литературным трудом, пишет художественные литературные произведения. Мои труды нельзя относить к таковым. Я пишу статьи и книги, освещающие религиозное учение, на котором выстраивалась традиционная культура осетинского народа.

Начнем с неоднозначного вопроса: Многие сторонники традиционных верований на Кавказе стараются избегать термина «язычество» по отношению к себе. Вы разделяете эту позицию и с чем это связано? У термина «язычество» есть несколько значений: все народные традиции, существовавшие до прихода авраамических религий – это обобщенное определение из религиоведения; если посмотреть на этимологию этого старославянского слова, то оно восходит к значению «народ». Высказывается мнение, что из-за негативного отношения мусульман к язычеству (ширк, грех многобожия), на Кавказе это слово табуируется в целях самосохранения – насколько это верно?

Термин язычество не является научным, а потому и не принят в научной религиоведческой литературе. Язычество, это термин принятый в христианском богословии и обозначает все не авраамические религии. В более узком смысле, язычество – политеистические религии.

Что касается нашего богословия то оно не христианское, и религия наша не политеистическая. Нам представляется, что правильнее пользоваться научной терминологией или же собственной, чем, той, что принята в рамках не родственной нам конфессии.

У нашей религии есть историческое наименование æсс – религия истины. С принадлежностью к этой религии связаны этнические названия нашего народа (асы, ясы, аскузы, аскеназы, асата, асатиане, осетины, не исключаю, что с этой религией связаны мифы разных народов о асилках, асах и др.). Через эти названия можно проследить культурное историческое влияние этой религии и связанного с ней народа, что нам представляется немаловажным.

Все эти причины заставляют нас отказываться от «ярлыков» навешиваемых нам со стороны.

Для большинства интересующихся народными традициями и практикой, пространство Кавказа представляется неким «белым пятном», связанным в основном с одной религией. Не могли бы Вы кратко рассказать об основных мифологических и традиционных представлениях осетин, назвать мифы о происхождении мира, человека, обозначить Богов, духов и их роль и функции (согласно Ж. Дюмезилю, который считал нартское наследие чистейшим примером своей теории) в мире?

И ислам и христианство на Кавказе молодые религии. Ещё, каких то, двести лет назад культурное пространство здесь определяли сказители нартского эпоса, содержащего в себе комплекс мифов передающих мировоззрение религии æсс (истины). Один из вариантов этимологии слова «Кавказ» имеет значение – Поселение последователей культа истины (кау-поселение, æсс – истина, религия культа истины). Это древнейшая религия. В которой:

Бог – Хуыцау, проявлен из Света, Он и есть Свет, Сияние (Он есть нечто более тонкое чем Свет). Он есть Истинная природа всего сущего, проявленного и не проявленного. Всё Едино, а то, что нам кажется различным есть иллюзия — мæнг.

Проявленные Им — изэды (зэды) — силы достойные почитания и высшие по иерархии проявленных сил. В индийской и в иранской традиции есть аналогичные понятия зэды,

ниже по иерархии это дуаги (даугута, дауджита). С аналогичными функциями в Древнерусской традиции дивы, в Индийской, Иранской — девы, в греческой — деосы, в латинской — теосы и т.д. Это силы которые функционально ответственны за материальный (видимый) мир.

Ещё ниже по иерархии силы уæйгуытæ, аналог индийских и иранских вайу, русского въй, украинского — вий и т.д.

Тот, кто знаком с наукой религиоведения и сравнительной мифологией, заметит, что в осетинской религиозной традиции присутствуют все те же понятия, что и в религиях многих индоевропейских народов. Факт того, что основная форма передачи религиозных основ происходит через первичный миф, свидетельствует о древности учения. То есть здесь на Кавказе сохранилось нечто такое, что касается многих народов, а потому должно заслуживать внимание широкого круга ученых религиоведов.

Верят ли осетины в реинкарнацию, возрождение предков в потомках, детях?

У нас верят в тесную связь мира мёртвых с миром живых. Верят в то, что мертвые могут заботиться о живых, а живые помогать мертвым в достижении Рухс Дуне (Мира Света) или иначе Æссæг Дуне (Мира Истины). Высшей целью человеческой души является постижение Мира Света (Рухс Дуне), то есть слияние с изначальной природой всего сущего, с Богом. Все эти взгляды являются обоснованием поминальных обрядов и трапез. Во многом эти взгляды определяют нравственную культуру народа.

Насколько выражены и значимы в традиции вопросы сезонности и солярные даты, такие как летнее и зимнее солнцестояние, равноденствия и связанные с ними аграрные мотивы фольклора и мировосприятия; какие сезонные праздники отмечают осетины?

Религиозные праздники в Осетии носят в основном агрикультурный характер. Это и зимнее солнцестояние и весеннее. Это и начало и окончание сезонных работ. Это и выспрашивания дождя у ответственных за это сил и т.д.

Каково место смерти в мировоззрении и традиции осетин? Есть ли у вас Божество или дух, связанный с уходом человека в иной мир? Какова структура похоронного обряда?

Это достаточно сложный вопрос, чтобы осветить его в интервью.

Встречает души умерших у Врат Страны мертвых Аминон. Глава Страны мертвых — Барастр (бар –мера, право; стр- великий) По смыслу значение имени получается примерно такое, «Великий меритель имеющий право». Он и определяет условия пребывания в Стране мертвых.

Мир живых и мир мертвых связаны и зеркально повторяют друг друга. Мертвые заботятся о живых, живые о мертвых. Отсюда и почитание умерших.

В своей книге «Религиозное мировоззрение в нартском эпосе» Вы приводите «кадаги» о появлении человека, в которых повествуется о том, что до того как Бог (Хуыцау) сотворил совершенного человека, он создал несколько поколений существ (уадмиры, камбада, гамеров и гумиров). Вы предполагаете, что это можно соотнести с современной теорией эволюции, но можно ли соотнести этих пред-человеческих существ с поколениями титанов и гигантов, как в греческой или скандинавской традициях, тем более, что «кадаги» на это указывают?

Думаю можно, потому что и греческая и скандинавская мифологии связаны с осетинской, об этом говорит и сходство сюжетных линий, а так же сходство названий и функций сил, ошибочно принимаемых за богов. То есть, мы имеем все признаки того, что когда то существовало единое учение для многих народов, о котором в наше время не принято рассуждать, но которое, судя по всему, было основой современных мировых религий.

В своей книге Вы также отводите главенствующее место нартскому монотеизму, который, по вашей версии, предшествовал монотеизму христианства и ислама. Вы ссылаетесь на «Вишну-пурану», гимн прославляющий высший (Парабрахман) аспект Бога как апофатического и непознаваемого Абсолюта. Но в индуизме наличие высшего Единого не отменяет и не исключает сомна из многих десятков и сотен других великих и малых Богов индийского пантеона; в нартском наследии также говорится о могущественных духах мест и младших Богах, позднее принявших на себя образы христианских святых. Нет ли здесь смешения понятий Единый (в духе Единого неоплатонизма или Парабрахмана индуизма) и Единственный (на котором радикально настаивают адепты авраамического монотеизма)?

Единобожие в Нарстком эпосе, имеет совсем иной характер, чем единобожие в авраамических религиях. По осетинским представлениям Бог Един и нет ничего кроме него, всё сущее есть проявление Его, а разделенная природа сущего есть иллюзия (мэнг). В понимании авраамических религий Бог отделен от своего творения имеющего не иллюзорную а реальную природу.

Что касается самого термина «монотеизм», то здесь имеют место ошибки перевода. Это слово происходит от латинского «теос». В свою очередь латинское «теос» функционально соответствует греческому «деос» индийскому «дев», осетинскому «дуаг» (дауджытæ). Но в осетинском представлении это совсем не бог или боги, а силы ответственные за материальные проявления. Каждый из этих сил имеет право (бар) проявляться в определённом состоянии это бардуаг ветра, бардуаг воды, бардуаг огня, бардуаг метала, бардуаг леса, и др., есть ещё и бардуаги небесных тел (звезд и планет, в т.ч. и солнце), которые определяются как «арвон дауджыта» (небесные дуаги) и тд. и т.п.

Что касается отношения к идолопоклонству, то сама религия æсс, появилась с первовестником Сэуассэй (сэу – утро, эсс – истина), вопреки произволу идолопоклонников, как новая чистая религия призванная спасти мир от хаоса и катастроф. Здесь эта религия является антиподом христианской призванной привести мир к концу: «И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец».

Ряд исследователей отмечают возможное влияние Зороастризма на осетинскую традицию и осетинский язык входит в иранскую группу языков, насколько это влияние можно проследить и что оно значит для осетинской традиции?

Зороастризм более поздняя реформация, чем религия Ацæтæ (религии последователей – истины), поэтому правильнее говорить о влиянии религии Ацата на реформацию Заратустры. У нас есть все основания полагать, что и христианство испытало сильнейшее влияние религии истины – æсс, через скифскую диаспору в Галилее. Одно из подтверждений этому истории о Саошьянтах. Так спасителями в Зороастрийской традиции являются Саошьянты (суфикс «янта» показывает на принадлежность к роду Саоши), самого Заратустру называю Саошьянтом. В некоторых апокрифических евангелиях (Детское евангелие, Арабское евангелие), есть информация о том, что волхвы (носители Древнеиранских культов) пришли к колыбели Иисуса возвестить о рождении Саошьянта. Предания же о Сэуассе (Саоше), как родоначальнике Спасителей, сохранились лишь в осетинской мифологической традиции, что несомненно говорит о большей древности мифа.

Если говорить о различиях с зороастризмом, то известно, что Заратустра был реформатором. Ему приписывается «изобретение» дуализма – представления о добром и злом «начале». В осетинской же традиции мир целостен, а различие и функции сил определяется иерархией в Едином. (подобно тому как в человеке различаются голова, ноги, руки и т.д)

Как известно, христианизация кавказских народов не была столь успешной. Обычаи сохранялись, а христианские святые иногда вплетались в общий пантеон, образуя двоеверие. Как Вы относитесь к тому, что христианизация осетин была ослаблена, чтобы они выступали некой защитной границей от наступающего из Закавказья ислама?

Вы в своем вопросе предложили очень ценное решение. Действительно со своей религией осетинский народ был бы на много устойчивее, а значить надежнее выполнял бы и защитные функции. Но к величайшему сожалению госфункционеры не так гибки в мышлении как вы. Идеологическое давление христиан было агрессивным в царские времена, агрессивно оно и сейчас, что конечно же сказывается на ослаблении национальной культуры и традиций, способствует ассимиляции и оттоку коренного населения из республики. И сейчас христиане используют откровенный обман в насаждении своих «ценностей» именно это обстоятельство заставляет их избегать открытых диспутов с традиционалистами. Но, тем не менее, их давление не ослабевает и имеет целью ограничение влияния традиционной религии, как правило, через административные структуры. В любом случае считаю этот факт негативным. Дело в том, что осетинский народ, занимая ценное геополитическое положение, в центре Кавказа, имея на своей территории 2 дороги из 4 х, через Кавказский хребет в Закавказье, является верным союзником для России, способным удерживать занятые позиции. С принятием же какой либо из авраамических религий народ обезличивается, теряет этническую устойчивость и ассимилируется. Если он ассимилируется в русской нации, то молодежь быстро разъедется по просторной стране (что сейчас и происходит), если в исламской, то Россия будет испытывать беспокойство от неуверенности союзничества. Уверен, что Осетия привлекательней для России, если будет оставаться сама собой, сохраняя собственную культуру. В таком виде она будет надежнее как друг, как верный союзник.

Ваша книга вышла десять лет назад, в 2007 году, и Вы заканчиваете её полемикой с христианством. Что изменилось за эти десять лет на Кавказе в отношении традиционных верований?

Трудно сказать что изменилось. Пока, как говориться не вечер, Процесс продолжается.

Каковы у осетинской традиции отношения с исламом, с которым сейчас отождествляется весь Кавказ ipso factum? Нам известно что, например, в Татарстане последователи традиционного культа Тенгри вынуждены скрываться от исламских властей, подобные вести приходили и про Кавказ тоже.

У нас в республике, ислам не имеет такого влияния как в Татарстане, или в той же соседней с нами Кабарде, где был убит доктор исторических наук Аслан Ципинов призывавший обратить внимание на исконную религию Кавказа. Но и в Осетии руководители этой организации используют все свои возможности для дискредитации традиционной для местного народа религии, а так же травли в отношении старшего поколения, носителей этой религии. На совести исламистов обманутые молодые люди ушедшие воевать в Сирию на стороне запретной в России организации ИГИЛ, убийство народного поэта Джигкаева Ш., один из членов республиканской исламской организации даже участвовал в зверствах Бесланской трагедии. Они избегают открытого диспута в СМИ, на телевидении с носителями традиционной религии. На открытой публике говорят о своем миролюбии, а на своих собраниях среди своих сторонников лицемерно продолжают работу по дискредитации смыслов традиционной для народа религии, произвольно толкуя сюжеты и содержание текстов устного народного наследия. Это явление, в республике, подводит к провокации гражданского конфликта на религиозной почве.

Нам известно, что в Осетии действует религиозная организация осетинской традиционной веры «Ацæтæ». Религиозные организации русских язычников (используем это слово в религиоведческом значении) долгие годы сталкиваются с давлением светских и религиозных властей, как обстоят дела с традиционными религиозными организациями на Кавказе?

У нас тоже все не просто. С одной стороны большинство граждан республики являются носителями и устроителями обряда традиционной религии, включая представителей светских властей, с другой стороны имеет место обман о том, что эти обряды не имеют отношения к религии, а «просто народные обычаи». Наша задача обратить внимание граждан на обман и показать на концептуальные отличия религии народа от пришлых авраамических религий. Пока есть трудности с доведением информации, которые появляются не без помощи «доброжелателей». Но радует то обстоятельство, что официально зарегистрированных организаций, традиционной религии народа становится все больше, то есть процесс идет и люди осознают, то что происходит.

Для современного гражданина России, особенно для тех, кто исповедует родную веру, Кавказ вызывает смешанно-негативные чувства. Каково отношение осетин к русским и, если возможно – к русским язычникам?

Для того что бы понять отношение осетин к русским и Российскому государству, достаточно обратить внимание на службу осетин этому государству.

Факт того что половина из призванных на ВОВ осетин не вернулось, а количество героев у нашего народа самое высокое на единицу населения, думаю тоже должен о чем то говорить. Среди осетин немало деятелей искусства, науки, военного дела посвятивших все свое творчество и силы процветанию Российского государства, причем во времена различных политических властей, и при царизме, и при советской власти, и при сегодняшней. Осетинский народ очень благодарный. Так в нашем районе есть село Черноярское, основанное горцами на землях дарованных царской властью. Представители этого села в благодарность власти, улучшившей их условия проживания, проявляли заметное рвение на государственной службе, оттуда происходят более 20 полковников, более 150 офицеров и свыше 60 георгиевских кавалеров, представители этого села были в личной охране царя Николая Второго.

К русским родноверам у нас отношение самое хорошее. Мы приветствуем людей, бережно относящихся к наследию отцов. Но в то же время мы не поддерживаем методы некоторых деятелей придумывающих тексты и обряды «старой религии». Нам представляется этот путь не верным. Правильно изучать сложившиеся в народе обряды, праздники устное народное наследие (сказки, легенды, сказания, притчи и т.д.). На наш взгляд в России сохранилось достаточно много материала, который недооценивается в связи с неправильным подходом к раскрытию религиозных тем. В свою очередь этот неправильный подход обусловлен, пусть вас не удивляет, недоверием к Кавказу. Дело в том, что отношение к «языческим» религиям как местечковым неправильное. На самом деле в дохристианские времена имела место мировая религия, о которой мы не знаем, но признаки, которой легко увидеть. К примеру, в курганной «скифской» цивилизации оставившей свои памятники на обширной территории Евразии «от океана, до океана». Археологи относят эти памятники к скифской культуре, но культура обеспечивается мировоззрением. А мировоззрение в те времена не могло быть не религиозным и его могли придерживаться и иные народы кроме скифов. В свою очередь эта религия не могла не сказаться на культуре народов. На Кавказе эта культура сохранилась в более целостном виде. Поэтому обращение к Кавказу, в комплексе с изучением родной культуры, может заметно обогатить методику определения основ своего учения для многих родноверов.

Существуют ли у осетин идеи национализма и реваншизма по отношению к русским или иным народам; стремление достичь независимости и политической и религиозной свободы силой оружия?

В Осетии нет ни реваншизма, ни национализма в отношении к русским и иным народам. В Осетии есть осознание того что культура и религия народа несет в себе многотысячелетний опыт жития, в связи с этим есть желание передавать молодёжи этот опыт. Но зачастую именно этот факт является раздражителем и списывается на «национализм» который ассоциируют с «нацизмом». Но у нашего народа нет желания преобладать и возвышаться, здесь есть желание сохранить себя, свой этнос, свою культуру, свой опыт общежития. Нет здесь и желания браться за оружие. Мы верим в то, что те ценности, которые оставили нам предки, непременно найдут понимание в умах граждан. Поэтому больше надеемся на слово и время.

Как Вы оцениваете возможность совместного мирного существования наших народов, и их родных традиций, в общем государстве? Какие инициативы или действия Вы бы хотели видеть, а какие нет?

Я думаю, что умножение знаний в области религиоведения непременно приведёт нас к осознанию того, что мы все есть единое целое. Глубокое изучение мифологии (или точнее сказать остатков мифологии) многих народов убеждает нас в том, что все культуры имеют единый корень. Нужно лишь выявить его и обратить на него внимание. Я уверен, что возвращение к корням украсит нашу жизнь, тем, что вернёт людей к яркости и разнообразию этнических культур, где сами народные обряды, песни, танцы, прежде имели сакральный религиозный смысл имевший опору именно в той религии, которая благодаря стечению обстоятельств сохранилась в Осетии. Ведь для того, что бы считать себя сторонником этой религии нужно лишь придерживаться народных традиций и культуры, которые исключают всякую агрессию к иным народам. Представьте ситуацию, когда люди отказавшись от универсализации культур, обратятся к народной традиционной культуре, которая по сути и есть духовная традиция и практика той древней релгиии, где есть тысячелетний опыт жизнеустройства, где есть краски, веселье, праздники и доброе отношение друг к другу. Разность культур в таком случае лишь добавит гармонии, подобно тому разные звуки образуют мелодию. Народы сохранят свои особенности и язык. Теперь же, для многих народов реальной проблемой становится исчезновение языка. Отход от культуры предков делает людей недальновидными, завистливыми, грубыми и недоброжелательными.

Как оцениваются военные конфликты на Кавказе и в Закавказье, прошедшие после 1991-го года?

К военным конфликтам наверное следует прибавить и теракты являющиеся одной из форм войны. Конечно же отношение к этому отрицательное. Ещё более негативные ассоциации вызывает факт использования религиозных чувств. Внедрение авраамических культов заставило людей отказаться от того, что было самым святым для их предков. Так по обычаям Кавказских народов старший не пьет воду пока не напоит младшего. Исламисты внушили своим адептам презрение к людям и детям, на столько, что они мучали их жаждой на протяжении нескольких дней. На Кавказе сильнейшим грехом, даже более сильным, чем убийство считалось унижение человека. Но эти граждане, отказавшиеся от традиции, упиваясь своей гордыней, жаждали унижений от людей, которых терроризировали. Причины этих моральных искажений, в отходе от традиционной для данной местности религии. Той самой религии, на которой складывались традиции (адаты), воспитывавшие истинно благородных героев Кавказа, которыми восхищались поэты. Идеи рассового и религиозного превосходства (на основе идеи о более раннем принятии христианства, а значит и большей цивилизованности) спровоцировали наших южных соседей к кровопролитиям унесшим десятки и сотни жизней и лишившим крова многих семей. Интересно, что к травле грузин вдохновлял каталикос – патриарх Илия II. Они смогли поссорить, народы которые жили дружно в традиции многие столетия.

Что бы Вы ещё хотели сказать нашему читателю?

Здесь я не отличусь оригинальностью, и пожелаю хорошего самочувствия, добрых вестей от близких и родных людей, а так же здоровой тяги к знаниям. Потому что именно невежество является тем коньком, который порождает недоверие и позволяет негодяям втравливать людей в конфликты.

Благодарю за интересную беседу!

Беседовал Евгений Нечкасов

Просмотров: 221