Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/modules/show.full.php on line 243  Конференция. Моздок 22 декабря 2010г. » Осетия | Официальный сайт религиозной организации осетинской традиционной веры
21.11.2017 16:54

Конференция. Моздок 22 декабря 2010г.

Автор: Даурбек Макеев / 4-01-2011, 11:54 / Категория: Статьи

 

        Материалы Моздокской конференции.

Тема: Ирон куывд (осетинская молитва), внешняя форма и внутреннее содержание.

 

Присутсвовали: представители общественных и религиозных организация Моздокского района, сельчане и городские граждане.

 

        Слово взяла директор дома дружбы Прокопова Любовь Ивановна. Поприветствовав присутствующих, объявив тему конференции, актуальность этой темы в современных условиях, она представила гостей и передала слово председателю местной религиозной общины осетинской традиционной религии «Ацата», Макееву Даурбеку Борисовичу.

 

        Прежде чем начать своё выступление я хотел  бы поблагодарить тех, кто пришёл к нам на конференцию.

Сегодня тема нашей беседы «Ирон куывд - Внешний ритуал и внутренний смысл». Я буду говорить о внутреннем смысле ритуала, а наш гость Коста Хаутов расскажет о порядке ритуала. Для тех кто не знает, напомню, что Коста  автор популярнейшей в Осетии книги «Уæздан дзинады гуырæнтæ» где подробно описываются ритуалы традиционной религии осетин.

Прежде чем освящать тему Ирон куывд – осетинской молитвы, мне хотелось бы сделать краткий обзор религии осетин. Дело в том, что ритуал Священной трапезы, так хорошо известный каждому человеку выросшему в Осетии, с тремя пирогами, мясом жертвенного животного, пивом, является религиозным ритуалом обращения к Богу, создателю Вселенной - Дунескæнæг Хуыцау. И это ритуал не христианский, ибо в христианстве запрещено жертвоприношение, не мусульманский, ибо в исламе запрещено употребление пива. Это ритуал особой религии доставшейся нам от предков, религии, мировоззрение которой лежит в основе традиций и обычаев нашего народа настолько глубоко и естественно, что многие даже не осознают эти традиции как религиозные, так как само понятие «религия», у многих осетин стало, с некоторых пор,  ассоциироваться с чем то наносным и чуждым. Тем не менее, то, что лежит в основе, привычных нам, ритуалов, несомненно, является особой религией, не схожей в своих истоках, ни с исламом, ни с христианством.

        Что это за религия? …Это, прежде всего Единобожие! В отличие от Единобожия авраамических религий в единобожии осетин отсутствует дуализм Бога и человека, в нём нет понятия о раздельном существовании Создателя и Его творения. В авраамических религиях Создатель и творение отличны друг от друга, а Бог является личностью. В религии Осетин Всё есть Бог; многообразие Вселенной есть проявление Бога, ибо Всё сотворено из Тела Бога, что к стати и символизирует жертва на осетинском молитвенном столе.

        Единобожие осетин имеет кавказское происхождение. По мнению Западно-Европейской науки, в связи с археологическими раскопками Кавказа учёными Германского института археологии, именно на Кавказе, эволюционным путём зародилась культура индоевропейцев – древних Ариев и уже отсюда распространилась по всему Миру: в Индию, Китай, Иран, Север Африки, Европу. Именно поэтому, Индоевропейскую расу в Европе называют кавкасион. Осетины живущие на Кавказе сохранили религиозную культуру тех древних Ариев (Иров), о чём говорил ещё Ж. Дюмезиль – известный французский учёный, исследователь Кавказа. И именно в этой культуре Единобожия имеют свои истоки известные мировые религии. Ещё недавно такие утверждения кое кому казались смешными, но сегодня с этим никто не спорит, что подтверждает и выступление Путина В.В. в Иране (18 октября 2007 года, где он говорил, о том, что три мировые религии ( иудаизм, христианство, ислам) имеют свои исторические корни на юге России.

        Первым вестником и одновременно предком осетин является Сæуасса (Утро Истины). Именно поэтому мы можем утверждать, что осетины никогда не были язычниками, в смысле многобожия. Те «боги» с которыми мы встречаемся в русских переводах осетинских преданий, на самом деле на осетинском звучат как дауджита, что в представлении осетин совсем не есть «боги». Дауджита или бардуаги – это религиозное понятие, которое на русский можно перевести как силы(божественные силы), энергии (от древнеиранского слова тава – тепло, энергия, сила) имеющие право (бар) проявляться в чём либо. К примеру, есть бардуаг вод – Донбетр, Бардуаг леса – Афсати, бардуаг ветра – Галагон, бардуаг огня – Зынджибардуаг и т.д.

        Итак, всё что есть во вселенной, есть производное Единого. Всё множество Мира есть проявление Единого - Йуæг. В основе всего божественная энергия, божественная сила. Совсем недавно такие утверждения казались невероятными и не имеющими реального смысла. Но после открытия Энштейном закона относительности, после разделения атома до конечной частицы, которая по сути является не твердой частицей, а волной (энергией), мы можем сказать, что представления наших предков о том что «Хуыцау у дунейы рухс», «Хуцау æхецæн цæрæн бунат исаккаг кодта æгас дуйней рохс. Дуйней рохси къабæстæ – тухтæ æнцæ: арв, дунгæ, зæнхæ, дон, æмæ зинг», оказываются самыми современными  . Такие представления осетин о мире М. Гарданти описывал ещё в начале 20 века. В середине того же века за открытие тончайших структур организации Вселенной многие учёные физики получили Нобелевские премии. Достоверно известно, что в недрах атома, таится мельчайшая частица кварк имеющая волновую природу, и фотоны- световые частицы, имеют аналогичную волновую природу.

        По представлениям наших предков мир прежде был безмолвным, спящим и тёмным (фынæй, æмыр, æмæ сау далынг). Затем появился Свет и этот свет дал начало Всему Сущему. (В основе всего Свет; всё есть Свет, поэтому Рухс Дуне в представлении осетин есть Æссæг дуне (Истинный мир), а материальный мир есть Мæнг Дуне (ложный мир).        Так в сознании наших предков представляется акт сотворения мира. Именно этот акт и повторяет и символизирует Ирон куывд. Дело в том, что наши предки верили, что они есть «тело Бога», они обладают способностью Бога к творению, и повторяя акт творения, они по своему усмотрению творят свой обитаемый Мир. Самое интересное, что на этом стоит и современная психология после открытий Юнга и Грофа. Оказывается то во, что верили наши предки есть истина не только с точки зрения современнейшей физики но и современной психологии. Поэтому мы, защищая веру предков осетин, чувствуем себя в какой -то степени просветителями современных представлений науки. Оказывается, мы и есть творцы своей реальности, той реальности, в которой мы живём. От наших мыслей, слов и дел зависит то, в каком мире мы с вами обитаем. С этой точки зрения, совсем не безобидны грубость, хамство, злость и другие подобные проявления, которые позволяет себе современный человек, ибо этими эмоциями он творит мир вокруг себя ( ругая других, он создаёт реальность вокруг себя). Куывд, как повторение акта сотворения усиливает действие наших мыслей и чаяний, поэтому во время куывда нельзя допускать дурных слов, недостойного поведения, чревоугодия, излишеств, Ибо это всё воссоздаёт реальность, в которой нам же и предстоит жить.

        Вы спросите, откуда всё это мне известно? Не выдумал или я то, что вам говорю сегодня, не являются ли мои слова подгонкой под современные представления? Отвечая на этот вопрос, я напомню вам о том, что религия наших предков имела широчайшее распространение по всему миру. Это, пожалуй, первая мировая религия известная науке. В Индию эта религия попала вместе с ариями пришедшими туда с Кавказа. Ведическая культура Индии есть культура Ариев. Основателем буддизма является Гаутама Шакьямуни, представитель скифского племени Саков (Сакьев), получается, что и индуизм и буддизм имеют иранские (арийские) корни. Так вот в Индии был широко распространен обычай священной трапезы и жертвоприношений. Две с половиной тысячи лет назад в Индии, как и у нас в настоящее время существовал кризис культуры жертвоприношения. Люди, соблюдая древний ритуал перестали понимать внутреннее содержание этого ритуала. И индийские философы, думающие о будущем народа, тревожились и естественно писали об этом.

        Сейчас я вам прочитаю несколько предостережений по поводу жертвоприношений, в индийской литературе, и вы поймёте, что  эти предостережения, написанные две с половиной тысячи лет назад, актуальны для нас и сегодня.

        В книге «Шатапатха – брахмана» сказано: «Принятие жертвенной пищи перед обрядом молитвы над жертвоприношением будет означать «опережение» человеком в трапезе высших сил. Даже принимая обычного гостя, мы не должны опережать его в приёме пищи, тем более это было бы не уважительно к таким гостям как «боги»». (слово «боги»-перевод русский,   на индийском это  дэвы, функционально они аналогичны нашим дауджита). Так же происходит и в традиционной Осетии: никто не может отведать жертвенного мяса прежде, чем старший посвятит его Богу, зэдам и дауагам.
        «Когда во главе священной трапезы находится человек с заведомо плохой репутацией, высшие силы испытывают к жертвоприношению такое же отвращение, как люди к «отработанной пище»». Те кто по старше помнят и знают о том, что в Осетии прежде (и теперь во многих традиционных семьях) придавалось громадное значение тому, какой человек и с какой нравственной репутацией будет сидеть старшим за праздничным молитвенным столом.

        Мыслители Индии подвергали критике употребление во время жертвенной трапезы разных видов овощей и ароматических приправ. «Все поступающие таким образом совершают «человеческое действо», неблагоприятное для жертвоприношений, значит, последствия подобной практики так же будут неблагоприятными». (Шохин В.К. Первые философы Индии. Москва. «Ладомир»,  1997 С.26). В этой связи обращает на себя внимание тот факт, что  и сегодня хранители наших древних знаний и традиций  говорят о том, чтобы на столе не было ничего лишнего, кроме того, что полагается для жертвоприношения:  жертвенное мясо, пироги и  пиво. «Состязание» в  том, кто изобильнее накроет стол, может привести  к нежелательным результатам, т.к. это действо нарушает иерархию миропорядка и порождает хаос. В этом случае происходит преимущественное поклонение дауджитам (материальному началу) перед Хуыцау и Уастырджи (Богом и Святым Духом-Великим Вестником).

        Итак, мы говорили о том, что Ирон куывд, есть символическое повторение акта сотворения. Мы подробнее остановимся на этом. Во первых символика стола: пироги, жертва есть символы сотворения. Форма пирога круг. Круг есть символ Бесконечного мира – Вселенной, точка по середине есть источник Света давшего начало всему многообразию вещей и явлений. Три пирога символизируют вечный процесс сотворения в прошлом настоящем и будущем. Жертва, голова которой ставится на стол есть символ самого Бога, отдавшего в Жертву своё тело, являющееся пищей для нас и основой на которой всё сотворено, и мы в том числе. Голова, которая лежит на столе и к которой не притрагиваются в первый день трапезы, есть символ «головы господа» взирающей на мир создаваемый им. Откуда нам это известно? Ведь по утверждению современных идеологов христианства доминирующих в сегодняшнем научном мире Осетии, жертва есть своеобразная (взятка Богу) «одариваем, чтобы ты одарил нас». Действительное описание сути жертвенного действа мы находим опять таки у наших предков мигрировавших в Индию.

    Исследуя этот вопрос в индийской религиозно-философской традиции известный историк религии М. Элиаде описывает жертвоприношение в древнеиндийском арийском обществе: «Умерщвляют самого скакуна, который отныне считается живым олицетворением Бога, предлагающего самого себя в жертву. …Здесь конь отождествляется с Космосом (Дуне) и его жертвоприношение символизирует (т.е. воспроизводит) акт творения. …Жертвоприношение коня призвано возродить весь космос в целом, восстановив все общественные классы и всю общественную  иерархию в их изначальном совершенстве». Практически ничего не изменилось в осетинском обществе с тех пор. Куски (хæйтэ) жертвенного животного распределяются по столу от головы к ногам, от старших к младшим. Голова, шея, лопатки возле старшего, ноги к младшим. Иерархия на столе, иерархия за столом.

Далее важно само действо. Старший произносит воззвание к Богу с пожеланиями и чаяниями присутствующих. Выпивается чаша с пивом. Состояние лёгкого опьянения символизирует состояние «фынæй, æмыр, æмæ сау далынг» (спящего, безмолвного, бесконечного, безсветного). Далее очень важна песня. Песня—звук, символизирующий первый Свет. Вибрация звука ассоциируется с вибрацией Света, давшего начало всему сущему. Важны припевы РИ – означающее движение, РА – расцвет, радость. О-ри-ра-да. Это припевы песен имеющие смысл начала сотворения и надежду на результат действа жертвоприношения. И наконец, танец. Симд исполняющийся в определённом состоянии символизирует уже сотворенный мир поддерживаемый вечным движением (танцем). Здесь очень важно состояние «Духа», передаваемое в танце, что по сути идентично и созвучно куывд- состоянию молитвы или точнее единения с Божественной сутью, Божественной энергией. Это состояние одаривающее человека Божественной мудростью Уац, состояние единения с Божественным Духом Уастырджи (Великим Вестником).

Ритуал куывда очень силён. Он имеет реальную силу, что подтверждают и современные научные представления (психология и физика). Поэтому важно то, как мы соблюдаем все правила этого ритуала. Важно также  кого мы приглашаем к участию в этом ритуале. Наше неверие в ритуал осетинской традиции, порожденное пропагандой атеизма, и христианства, рождает халатность при  проведении данного действа. Но именно эта халатность и есть причина неблагоприятных результатов наших молитв. Часто приходится слышать: «Ирон адæмæй фылдæр ничи куывы, фæлæ нæ дзыллæ куындæг кæны»(Никто не молится больше осетин, но наш народ скудеет). Но это всё от того, что мы не соблюдаем всё, что необходимо по адату (эгъдау) и  соответственно имеем обратный результат.

Итак, Ирон куывд есть священнодействие. Это воззвание к Богу и сотворение желаемой реальности. Это священнодействие религии единобожия, в которой предполагается единство всего сущего и связь всего сотворённого. Человек является творцом, независимо от того, осознаёт он это или нет. От его мыслей слов и дел зависит то, что сопровождает и будет сопровождать его в реальной жизни. Поэтому мы должны понять что Ирон куывд это действо где должны быть верующие люди, ибо неверие приводит к обратному (нежелательному) результату. Если делающий жертву обращается к Богу в надежде на исполнение желаний, то он должен соблюдать все «предписания» эгъдау касающиеся жертвоприношения  и не вовлекать в это действо людей невежественных и далёких от понимания религиозной культуры.

 

        Вот это, пожалуй, и всё что я хотел рассказать вам сегодня. Есть ли вопросы у присутствующих?

 

Вопрос: Любая ли жертва является символом Бога на осетинском столе?

Ответ: Действительно мы бываем свидетелями того, что иногда три молитвенных пирога сопровождает и куринная тушка. Думаю, что символом Бога является только та жертва, голова которой ставится перед старшим.

Вопрос: Недавно в Осетию привезли мощи Святого Георгия. В СМИ его ассоциируют с Уастырджи. Ваше отношение к этому.

Ответ: В Осетии сохранилось более 100 преданий о Уастырджи и ни одно из них не повторяет преданий о Святом Георгии. Поэтому нет никаких оснований ставить знак тождества между Святым Георгием и Уастырджи.

Вопрос: Считаете ли вы что отождествление Уастырджи и Святого Георгия есть заведомый обман населения республики?

Ответ: Я не могу утверждать ничего подобного. Не могу я так же однозначно говорить об обмане со стороны Василия Шауэрмана. Дело в том, что его высказывание о «великомученике» Уастырджи могло быть вызвано неправильной информированностью. Ведь и раньше были ученые осетины, которые ассоциировали Уастырджи со святым Георгием. Но если прежде, этот вопрос был мало изучен, то к сожалению сегодня находятся так называемые «ученые» следующие коньюктуре. Ответственность за недоразумение может лежать на них.

Вопрос: Является ли сегодняшняя конференция разовым актом? Как вы планируете развивать свою работу.

Ответ: Дело информированности осетинского населения (и не только), о религиозной традиции нашего народа, мы воспринимаем как действо направленное на выживание народа. Поэтому мы не остановимся. Кроме того, мы уверены, что во власти (которой доверяет народ) есть умные люди, способны понять и осознать важность сохранения традиционной культуры базирующейся на традиционной религии. А тот, кто следит за развитием современной мысли, знают факты, выявленные современной мировой статистикой о том, что развитые страны Европы, несмотря на экономические достижения, не обеспечивают даже простого воспроизводства своего коренного населения в противоположность социуму традиционных культур, который, наоборот, не имеет рычагов для сокращения рождаемости. Надеясь на понимание всего этого и на поддержку руководства района, мы планируем сделать такие встречи регулярными.

 

 

        Далее слово взял Хаутов Коста. Он рассказал присутствующим о ритуале Ирон куывда. Более подробно его материалы представлены в разделе «Библиотека», в книге «Ирон Адæмы гуырæнттæ».

 

        Слово взял зам. Главы Мозокского района по безопасности, Дзебоев Борис Владимирович. Он отметил, что работа «Дома дружбы» относительно популяризации традиционных культур очень важна, более того она соответствует сегодняшней политике государства, о чём говорил и Хлопонин – представитель президента ЮФО. Люди должны знать культуру своего народа, и народов, рядом с которыми проживают. Тогда будет и уважение и терпимость друг к другу, тогда мы сможем «выбить почву» из под террористов, ввергающих наше общество в хаос.

 

Лучшие платные прогнозы на спорт на сайте myforecasts.ru. Мы знаем, как обыграть букмекера!

Просмотров: 6365