Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/modules/show.full.php on line 243 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/classes/comments.class.php on line 186 Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/classes/comments.class.php on line 186  Вера и современность » Осетия | Официальный сайт религиозной организации осетинской традиционной веры
21.11.2017 00:10

Вера и современность

Автор: Даурбек Макеев / 31-03-2010, 22:14 / Категория: Статьи
Претворяя в жизнь попытку пробудить интерес граждан к мудрости предков осетинского народа, я столкнулся с проблемой неприятия, происходящей, на мой взгляд, от непонимания вопросов веры и религии. Что такое вера? Что такое религия? На сегодняшний день понимание этих вопросов многими людьми является искажённым. Более того, когда показываешь религиозный характер наших ритуалов- это вызывает отторжение под предлогом нежелания «возвращения в пещерное прошлое». Проблемы, возникшие в процессе работы проводимой мной и моими друзьями, от имени организации осетинской традиционной религии, на протяжении некоторого времени, подвигли меня к написанию этой статьи.

Основным препятствием в продвижении духовной идеи является, конечно же, грубое материалистическое сознание наших современников, сформированное не только атеистической пропагандой советских времен, но и классической наукой восходящей к эпохе Ньютона. Разговоры о религии воспринимаются обывателями как нечто ненужное и совсем не практичное. Но надо сказать, что и с точки зрения современной науки это уже устаревший взгляд. Сегодня физика однозначно подошла к пониманию существования сверх разума. Конечно же, эта темазаслуживает отдельного разговора и будет так или иначе затронута нами в других публикациях. Здесь же, не вдаваясь в подробности физической науки, поговорим о практической пользе духовных учений.

Многие люди хотят быть деловыми и обязательными людьми, быть нужными обществу и надежными для окружающих, благополучно жить и работать. Но далеко не все могут это сделать т.к. осуществление этого является величайшим волевым подвигом. Почему? Что мешает? Думаю, что мешают лень, зависть, вредные привычки, неумение организоваться и распределять свое время и т.д. , и т.п. Как избавиться от этих факторов? Не все знают, что ответ на этот вопрос можно найти в древнейших религиозных учениях , в которых достаточно глубоко раскрывается природа человеческой психики и скрытые от внешнего наблюдателя механизмы её действия.

Наше сознание и наши мысли находятся в постоянном движении. Наше тело постоянно требует удовлетворения биологических потребностей. Отчасти по причине этих потребностей, отчасти по причине прожитого опыта в нашем сознании рождаются разнообразные мысли. Иногда во время работы может «прийти» какая-то ненужная мысль и теряется желание работать. Иногда лежа на диване, человек может увлечься сладкими мыслями на столько, что ему не охота отвлекаться от них, и тяжким трудом в таком случае оказывается даже поход в магазин за продуктами. Иногда мысли на столько увлекают, что хозяйка может «прозевать» оптимальное время варки пищи и это является причиной надолго испорченного настроения для всей семьи. Можно приводить еще множество примеров о том, как мы не можем организоваться по причине власти над нашим сознанием бестолковых мыслей. Эти пустые мысли овладевают сознанием настолько, что становятся, как бы, естественными и незаметными для человека, но это не уменьшает их пагубного воздействия. На память приходит старинная русская поговорка «дурак, думками богат». Беспокойные мысли являются причиной страхов, подавляющего сознание чувства вины, «беспричинного» гнева, беспокойства, переживаний, отсутствия внимания и т.д. Для многих это приговор, от которого трудно освободиться.

Надо сказать, что это проблемы не только наших современников и не только нашего времени- это проблемы всего человечества во все времена, И задумывались над этими проблемами с давних пор Древние мудрецы наработавшие положительный опыт. Этот опыт заложен в религиозных культурах. По этой причине религии должны рассматриваться не как «опиум для народа» но прежде всего как опыт психической деятельности, психического здоровья человека.

Итак, согласно многим религиозным учениям, для того, чтобы избавиться от вышеперечисленных проблем, необходимо периодически приводить сознание в определенное состояние, которое «растворяет» ненужные беспокойства, делает разум чистым и свободным от привязанностей и пристрастий, состояние, которое делает психику ровной спокойной и независимой от проблем бесконтрольных мыслей, что в свою очередь отражается на жизнедеятельности. Человек, часто обращающийся к такому состоянию, становится более уверенным в жизненных обстоятельствах, обязательным в делах и словах, легким на подъем. Состояние, о котором мы говорим, дарит ощущения счастья и легкости. Более того, человеку часто пребывающему в таком состоянии, легко и просто быть деловым и обязательным, т.е. для осуществления этих качеств ему уже не нужно совершать волевой подвиг, все происходитсамо по себе, естественно.

Что это за состояние и как к нему прийти?

Если мы обратимся с этим вопросом к существующим религиям, то поймем, что он решается посредством трансперсонального опыта. Термин «трансперсональный опыт» был введен в религиоведческую литературу петербургскими будологами В.И Рудым и Е.П. Островской. Согласно исследованиям известного чешско-американского психоаналитика С. Гроффа «трансперсональные переживания стимулируют творческое развитие и реализацию личности». Именно на приобретение этого опыта направленны и различные духовные практики ( молитвы, песнопения, ритуальное богослужение и т.д.). Состояние, приобретаемое при этом можно назвать единением с Богом или иначе с Божественной природой бытия. В некоторых религиях даже обходятся без понятия Бога, тем не менее, разговор идет об одном и том же состоянии (Торчинов Е.А.). В древнеиндийской традиции это состояние называется йога (единение), в даоской уцзи (единое) и т.д. Поэтому и слово религия известный западный христианский писатель и оратор Лактанций (†330 г.) возводил к латинскому глаголу лат. religare, означающего связывать, соединять.

На этом основании, ведущий Российский религиовед, Торчинов Е.А. дал следующее определение религии: Религия представляет собой чрезвычайно сложное многоуровневое и многоаспектное явление, включающее в себя глубинный трнсперсональный опыт (ядро этого явления), также догматику (религиозную доктрину), религиозную практику (психотехническую, ритуально-богослужебную или жертвенную), культ, теологические спекуляции и, наконец, религиозные институты.

Состояние, которое в исследовательской литературе характеризуется как трансперсональный опыт, реально, комфортно. Оно придает человеку ощущение радости, целостности (причем целостность касается и мышления в котором яснее проявляются причинно-следственные связи), дарит человеку те качества, которые необходимы во всех жизненных обстоятельствах: в семье, бизнесе, общении, отдыхе и т.д. и т.п.

Именно поэтому, мы называем невежественными или просто неграмотными людьми тех, кто относится к религиозному опыту как к «пещерному прошлому».

Тем не менее, следует сказать, что опасливое отношение некоторых людей к религии не лишено основания. Дело в том, что в реальности многие современные религии далеко отстоят от чистого трансперсонального опыта. Такие религии в современном религиоведении определяются как догматические. В них доктрина - идеология(инструмент управления), преобладает над чистым опытом, а порой даже почти полностью скрывает его. Поэтому некоторые религии скорее можно считать инструментом управления, нежели путем к раскрытию тайн сознания. К догматическим религиям в современном религиоведении относят так называемые авраамические религии: иудаизм, христианство и ислам. К религиям чистого опыта относятся некоторые восточные учения, а так же древние традиционные народные мифологические религии. Интересно что, несмотря на доктринальный характер авраамических религий, этот факт признается некоторыми представителями этих направлений. К примеру, блаженный Августин утверждал, что «слово «религия» произошло от глагола лат. reeligere, т.е. воссоединять, и сама религия означает воссоединение, возобновление когда-то утерянного союза между человеком и Богом».

Что бы было понятно, о чем говорил Августин, мы попробуем дать некоторые объяснения.

Состояние сознания, которое в религиозной литературе характеризуется как «единение», в религиозных культурах достигается с помощью специальной практики. Цель этой практики достижение расслабления сознания до ощущения чувства единства с окружающим миром. Это не сон и не вялость, это скорее одновременное «смотрение» и в лево, и в право, и в перед, и назад, и наверх, и вниз, и во внутрь себя. При таком «смотрении» достигается чувство единства человека и окружающего бесконечного мира. Человек на физическом уровне перестает различать свое Я от Бесконечности бытия. Такую практику в литературе посвящённой восточным религиозным учениям принято называть медитацией. В глазах практичного европейца занятие совершенно пустое. И нужна большая вера в необходимость этого занятия для стимуляции работы над тем, чтобы во первых понять это состояние (медитации), в во вторых долго практиковать. Примерно так, как первоклассник идет в школу с верой научится писать и читать, и там ему приходится трудиться годами для того, чтобы научиться тому чему он хочет. Без веры в таком случае нет стимула в работе. Так же и в религиозных учениях «чистого опыта» имеет смысл говорить о вере. Как было справедливо отмечено Торчиновым Е.А. «вера вообще является составным элементом процесса познания», т.е. вера не самоцель , а лишь стимул для работы, цель которой обретение единства с Божественным Сознанием, Святым духом, Великой Вестью.

Но существуют практики более естественные для народа, которые не осознаются народом как специальные практики, но лежат в основе культуры традиционного общества. Так, например, в древней осетинской культуре традиция æгъдау (нравственной и обрядовой культуры), молитводействие (куывд), традиционного песнопения (включая эпические ), ритуальные танцы, - все это с точки зрения религий чистого опыта является различными формами духовной практики. В традиционном обществе, где человек с детства соприкасаетсяс песней, танцем, обрядностью, нормами поведения, его сознание формируетсяестественным образом. Отрыв от традиции лишает человека культуры «работы» над сознанием. Человек остается без «базы», без духа. То есть отсутствует работа над духовностью, над сознанием. В результате чего жизнь человека осложняется, он становится дисгармоничен, не внимателен, не обязателен, не уверен и зачастую подавлен жизненными обстоятельствами. И вот тогда возникает потребность говорить о вере, которая может стимулировать обращение человека к практике сознания, практике Духа.

Во времена мифологических культур, общества были традиционными, и человек не нуждался в вере, соприкасаясь с детства с культурой духовной практики, заложенной в обрядности обретал состояние «единения» легко и естественно. Эта легкость постижения Божественного мира через миф была обеспечена и тем, что сам миф, как совершенно обосновано отметил С. Грофф, возникает из опыта трансперсональных состояний: «надличностное сознание позволяет нам встретиться с сущностями, ситуациями и местами, которые почти или вовсе не похожи на реалии, известные нам в повседневной жизни. Именно здесь мы выходим за пределы привычных переживаний и входим в мир богов, демонов и сверхчеловеческих существ, известных по мифам и сказкам». Джозеф Кэмпбелл, в своей работе «Открытая жизнь: беседа с Майклом Томсом» говорит: «Мифы приходят не из системы понятий; они рождаются из образа жизни; они исходят из более глубокого центра. Мы не должны путать мифологию с идеологией. Мифы приходят оттуда, где сердце и где переживание, в то время, как ум может удивляться, почему люди верят в эти вещи. Миф не указывает на факт; миф указывает на то, что стоит за фактом и наполняет его содержанием». Именно поэтому люди мифологических культур постигали Божественную истину интуитивно и гораздо быстрее, чем последователи догматических религий. А в их сознании жило то, что в религиоведческой литературе характеризуется как вера-уверенность (в буддизме - шрадха ), отсутствие сомнения в существовании сверхразума (осет. – Мон). Оторванным, же от традиции нужна вера, для обращения к духовной практике. Вот о них и говорил Августин, как о людях «утерявших союз с Богом».

Именно в таком положении оказался и современный осетинский народ. Потеряв общества традиционной культуры , в результате самых различных причин, мы утратили культуру совершенствования сознания. Как наше мышечное тело нуждается в физической культуре для поддержания функционального состояния, так и наше сознание нуждается в духовной практике. Отсутствие такой практики есть причина деградации и утери целостности индивидуумов.

В таких условиях возникает необходимость в обосновании веры в то, что мы называем «Фыдæлты фарн» - мудростью предков, необходимость в обосновании обрядовой культуры осетинского народа. Поэтому и возникла идея регистрации собственно осетинской религиознойорганизации. Цель её та же, что и у других религий чистого опыта- объяснение преимуществ обращения к трансперсональному опыту в рамках осетинской традиционной религиозной культуры, обращение к традиционной духовной практике (æгъдау, куывд, песни, танцы, жертвоприношения, священные трапезы), теологическое обоснование осетинской религиозной культуры, и конечно же институализация, то есть создание органа осуществляющего практическую работу по поддержанию традиционной культуры. Без такого органа нетбудущего у осетинской нации, осетинского народа. Духовная культура нашего народа тесно связана с традиционными верованиями. Утрата основ религиозных воззрений осетинского общества ведет к утрате национальной культуры и национальной идентичности. Возрождение же этих основ дает крепкий фундамент для сохранения осетинского общества.

Таким образом, обращение к культуре предков реально может дать нам ряд преимуществ. В первую очередь это психическое здоровье, внутренняя целостность, жизненная активность. Во-вторых сохранение культуры неотделимой от религиозного мировоззрения и религиозной практики народа. В-третьих сохранение свободы народа, что предполагает сохранение нравственной культуры и истории осетинского общества.

Макеев Д.Б. представитель религиозной общины осетинской традиционной веры «Асата»

Январь 2010 год
Просмотров: 5665

#1 написал: Валерий Зокоев (3 апреля 2010 02:10)
C тем, что сайт открыт хотелось бы поздравить всех, кто приложил усилия для её соэдания, а также тех, кто интересуется вопросами веры и национальной традиции, кто имеет отношение к осетинскому землячеству по России и осетинским диаспорам за рубежом. Это актуально, своевременно, необходимо.

#2 написал: Залина (4 апреля 2010 02:07)
Прочитала с интересом статью Макеева Д.В. И вот чем xотела бы поделиться. Духовность - степень соответствия Богу. Духовная практика направлена на то,чтобы взращивать лучшие качества характера. Это стойкость, долготерпение, противостояние эгоизму и лени; умение справляться с обидами, гневом, раздражением, отказываться от взаимных претензий и при этом быть ответственным. В статье уважаемого Даурбека Макеева перечислены что включает духовная практика, я бы добавила: жить в ладу с природой и друг с другом; уважение к предкам, приемственность поколений; создание семьи, и др. Коль мы рядом с вопросами психологии, то можно было бы вспомнить Карла Густава Юнга и его теорию архитипов. Я к тому, что нас всеx формирует прошлое. Как сохранить и передать? Вопрос не праздный. И замечательно, что есть серия документальных фильмов, автором которых является Алина Туаева. Честь и хвала её работе, дорогого стоят встречи с мудрыми, знающими жизнь, обладающими бесценными знаниями людьми.
Насчет молитвы добавлю, что она необходима и вот почему, Молитва - это мера, информация, массаж вибрацией. Xоровое пение - это оздоровление. А касательно танцев, в частности "Симд", мой прадедушка говорил: "Нарты танцевали этот танец три дня и три ночи", это что-то вроде "Медитации".
Дуxовная практика должна закончиться выработкой следующиx качеств: воздержанность, терпение, искусство нераздражительного общения, невозмутимость. Эти качества легко узнаваемы в нашиx предкаx. Ведь так!?