22.08.2017 21:50

Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религии

Разместил: admin / 26-05-2017, 21:15 / Категория: Статьи
Пути формирования информационной среды в сфере осетинской традиционной религииСовременный мир является информационным обществом, где информация и способы ее подачи становятся основным продуктом. Люди, интересующиеся современной жизнью, слышали о комбинированных или информационных войнах. Информация в таких войнах используется для ослабления противника или его полного поражения.
Об инфовойнах в наших СМИ говорят недавно, но явление это существовало всегда, одна из целей инфовойн, достижение морального превосходства. В одном из учебников, по ведению инфовойн говорится: Многие государства сознательно стремятся распространять свои "культурные" идеалы и принципы среди населения других стран, что в конечном итоге, с одной стороны, приводит к установлению моральной и нравственной зависимости вторых от первых, с другой – способствует нарушению устоявшихся культурно-этических представлений в обществе, приводит к деградации национального сознания».

Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетин

Разместил: admin / 26-05-2017, 21:12 / Категория: Статьи
Проблемы организации научной разработки отдельных насущных вопросов традиционных верований осетинИсследования в области традиционных верований осетин на сегодняшний день имеют ряд черт, которые позволяют говорить о радикально новом этапе их развития. Прежде всего, это повышение статуса теоретических исследований в области религиоведения, в рамках которых осуществляется внутринаучная рефлексия по поводу оснований и особенностей традиционных верований. С другой стороны, современные исследования в Осетии носят не столько религиоведческий характер, сколько конфессионально теологический. Традиционные верования осетин рассматриваются, как правило, в контексте христианства. Безусловно, чисто теологические исследования традиционных верований носят единичный характер. Приоритетными научными направлениями, изучающими традиционные верования осетин, помимо религиоведения, являются этнография, фольклор и лингвистика.

Народная культура и народная религия

Разместил: Даурбек Макеев / 4-06-2015, 01:16 / Категория: Статьи
Понятие «народная культура» достаточно широкое и объемлет в себе народные традиции, народный этикет, народные песни и танцы, воспитание в семье, поведение в обществе и т.д. В современном мире, тяготеющем к глобализации, общество все больше испытывает влияние иной формы культуры – массовой. Массовая культура, доступна для всех и является упрощенной в смысловом и художественном отношении и способна вытеснять народную культуру. С потерей же народной культуры неизбежно происходит профанация общественного сознания, унификация народов (стирание различий, ассимиляция). Анализируя современную литературу по этому поводу, Николай Важинский отмечает: «Философы сходятся в том, что «массовая культура» не поставлена на службу просвещения и обогащения духовного мира человека, пробуждения у него стремления к самодеятельности. Ее главная цель - дать схему ориентации, как поступать в наиболее стандартных, наиболее типовых ситуациях, передать минимум «обще употребляемых» культурных и социальных знаний, которые облегчают адаптацию личности к внешним социальным условиям». Хаксли, по этому поводу выражается более жёстко: «У нашего кино, радио, телевидения хватает ума учить нас только одному: как быстрее стать дураком».
С потерей народной культуры и переходом общества на массовую, меняются отношения к институту семьи, изменяются нравы. Естественным следствием этого является демография, понижение интеллектуального уровня населения, ослабление государства. Собственно эти цели и преследует массовая культура, предназначенная для манипулирования сознанием массового потребителя, в интересах тех, кто обеспечивает “производство” этой «культурной» информации. Очевидно, что «массовизация» культуры явление глобальное, «закатывающее» под свой пресс многовековой опыт многочисленных народов и не может не вызывать к себе интерес. Возникает естественное желание понять: в чем причина «легкости» подмены культур, на сколько неизбежен процесс утраты народных культур и можно ли ему противостоять?

История и Вера как вид Беспамятства

Разместил: admin / 12-11-2014, 13:26 / Категория: Статьи
В газете «Северная Осетия» от 25.10.2014 опубликована статья под заголовком «История, Вера и Память», рассказывающая о прошедшем круглом столе, участники которого подвели «некие итоги… резонансного выставочного проекта». Речь идет о выставке «Осетия православная» в Национальном музее. Как следует из повествования, участниками данного собрания были упомянуты «и такие посетители, которые, ни много ни мало, с возмущением грозили… подать на музей в суд». Мне, как одному из «таких посетителей» выставки, остается сожалеть, что такая сложная и деликатная тема, как межрелигиозные отношения, стараниями организаторов, автора и редакции «СО» сведена до уровня сплетен.

Нартиада – дописьменная история цивилизации

Разместил: admin / 12-11-2014, 13:23 / Категория: Статьи
Нартиада и датировки начальной истории цивилизации: материальная культура и погребальный обряд перед эпохой сложения организации силового принуждения внутри социума

     Этнографические, лингвистические и археологические анализы данных Нартиады начаты со времен научного интереса к ней в девятнадцатом веке. С начала 2000-х годов все более актуальными для исторических выводов становятся данные ДНК-генеалогии. Мы, соавторы настоящего исследования Нартиады, исходим из методологической установки, утверждающей, что культуры с языками переходили и переходят с технологическими знаниями, а выражают эти знания предметы материальной культуры как фиксирующие это знание конкретные его продукты. От этого зависят и языки, и смены языков – и эти культурно-языковые переходы ДНК-генетика позволяет отслеживать также еще и в переходах через самих носителей языков и технологий - как через еще один из материалов преемственности в истории.

Два шага вперед, один назад

Разместил: admin / 26-06-2014, 22:50 / Категория: Статьи
На страницах журнала «Дарьял» была опубликована статья «Шаг в пропасть 2» Германа Мамиева [См.: 1], рассматривающего через призму своих убеждений и опыта мою работу, которая размещена на некоторых интернет-ресурсах. Надеюсь редакция не откажет мне в возможности пояснить и дать ответы на вопросы затронутые автором. Для начала хотелось бы призвать г-на Г. Мамиева. и иных заинтересованных лиц быть внимательным при прочтении текста и не искажать в своих выводах действительно изложенный мной материал. Далее следует обратить внимание на то, что все заключения, сделаны мной на основе источников и литературы, ссылки на которую даются в самом тексте, список литературы прилагается. В данной статье я буду последовательно разъяснять моменты, на которых остановился г-н Г. Мамиев, применяя выдержки из своей работы.
Мне как многим часто проходится слушать утверждение, уже принявшее форму заклинания, что-то вроде: «я христианин (христианка), ведь Алания официально приняла христианство в X веке». Впрыснувшие эту тезу рассчитывают на безотчетное восприятие готовой формулы, значение и смысл которой, я утверждаю, они не смогут объяснить. Сама христианская традиция отрицает возможность «официального принятия христианства» кем бы то ни было, в каком бы то ни было веке, году или сезоне.

О брошюре Дзанайты Х.Г. «Духовное мировоззрение народа ИР»

Разместил: admin / 25-08-2013, 10:21 / Категория: Статьи
В нашем критическом очерке речь пойдёт о сравнительно небольшой работе доктора политических наук, доктора экономических наук, профессора, директора института национального развития Дзанайты Х.Г., отражающей идеи, которые, по какому-то странному стечению обстоятельств, разделяют вместе с автором и некоторые сторонники возрождения осетинской духовной культуры. Дабы предостеречь последних от весьма спорных суждений и выводов, мы посчитали своим долгом открыто высказаться по некоторым проблемам, которые были затронуты в брошюре, на наш взгляд, некорректно. Более того, способ их решения, применённый автором, ведёт в тупик. Надеемся, что время, потраченное на написание этой критической заметки не пропадёт даром и принесёт пользу, если не автору, который будет по всей вероятности настаивать на своём, то хотя бы размышляющей публике, заинтересованной в развитии духовной жизни своего народа.

Идентичность как форма бытия культуры

Разместил: admin / 18-07-2013, 23:15 / Категория: Статьи
Проблема идентичности является одной из ключевых для современного общественного сознания. Как показала историческая практика, она стала актуальной для всех государств и народов, вступивших в эпоху техногенной цивилизации [См.: 1,2,3,4]. Даже самая мощная в экономическом и политическом отношении сверхдержава США столкнулась, по мнению американского профессора С. Хантингтона, с проблемой определения современной американской национальной идентичности [См.:5. С.15]. Технический прогресс, информационная революция массовая миграция населения и другие факторы современного общества нанесли сокрушительный удар по культуре, которая складывалась на протяжении последних столетий, и привели к утрате множества материальных и духовных ценностей. Сегодня каждому этносу, нации, государству, независимо от их величины и места на исторической и географической карте мира, необходимо ответить на вопросы: Кто мы? Что нас объединяет и отличает от других?

Идея бессмертия души в осетинской религиозной культуре

Разместил: admin / 7-03-2013, 14:25 / Категория: Статьи
Современные тенденции развития идеологической сферы, возрождение древних верований и рост религиозного сознания выдвигают на повестку дня два вопроса: практический и теоретический.
1. Восстановление утраченных ритуалов и религиозных традиций с целью сохранения этнокультурной и этнорелигиозной идентичности.
2. Тщательное исследование глубинных духовных пластов религиозной культуры, эволюции её различных идей и традиций.

Шаманизм как базовая идеология Нартского эпоса

Разместил: admin / 7-03-2013, 14:20 / Категория: Статьи
Для философско–культурологического исследования мифорелигиозного сознания обращение к памятникам устного народного творчества становится необходимым условием, т.к. они являются хранителями тысячелетней истории человечества, кладезью идей, отображающих не только отдельные исторические события, но и инвариантные структуры человеческой духовности, способы её совершенствования. Однако, сразу хотим подчеркнуть, что сущность мифа и религии не может быть раскрыта только при посредстве культурологических и социологических детерминант, поскольку религия в качестве своего ядра имеет внутренний трансперсональный опыт, воспроизводство которого последователями большинства учений является необходимым.