Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/modules/show.full.php on line 243  НАРТИАДА И СКИФСКИЙ СЛЕД МАЛОАЗИЙСКОГО БОГА АПОЛЛОНА » Осетия | Официальный сайт религиозной организации осетинской традиционной веры
15.12.2017 17:07

НАРТИАДА И СКИФСКИЙ СЛЕД МАЛОАЗИЙСКОГО БОГА АПОЛЛОНА

Автор: admin / 28-09-2012, 14:47 / Категория: ---
НАРТИАДА И СКИФСКИЙ СЛЕД МАЛОАЗИЙСКОГО БОГА АПОЛЛОНА
Раздел: Нартиада GOLD

АЛАН ЧОЧИЕВ \\ ALAN CHOCHIEV

Есть несколько безусловно установленных научных фактов, вполне достоверно обозначивших в Нартиаде многотысячелетние пласты истории, восходящие к так называемой «индоевропейской общности». Методологически очевидно, что Дюмезиль фактически выстроил начальные основания рассматривать Нартиаду и как источник для исследования системы идеологии «индоевропейцев», и как источник изучения истории цивилизации.

И хотя в Нартиаде нет ничего, чем можно было бы уточнить содержание формулировки «индоевропейская общность» в конкретном этническом смысле, сам общий вывод Дюмезиля о трифункциональном социуме как отражении социальной системы «индоевропейской общности» утвердился и в Нартологии, и в осетиноведении. Но остаются спорными его конкретные составляющие у разных представителей «индоевропейской общности», и особенно много споров о трифункциональной схеме у скифов по Геродоту, трактовки которой без точных данных Нартиады несостоятельны.

Общепризнанно, что скифский социум имел трифункциональную схему не только в идеологии – она в науке рассматривается практически как живая реальность. И дискуссии идут в основном о том, какие характеристики в описании Геродота более всего подходят к трем определенным характеристикам трех функций - жрецов, воинов и тружеников.

В настоящее время достигнутые результаты, и в первую очередь – в нартологии, являют различные уровни сюжетной системы Нартиады в видах практически ясной эволюции ее социальных ступеней и идеологии, в панораме которых скифские сюжеты Геродота предстают как своеособая серия в грандиозном сериале истории «индоевропейцев». И в нем скифская ступень выглядит тем конкретней, чем яснее факты преемства скифского периода с предшествующим и последующим развитием всей панорамы Нартиады. Вопрос только в точности сопоставлений дошедших до нас форм и фактов из Нартиады со сведениями иных источников из глубин доскифских времен – с их проекциями в скифских временах. Ибо ясно уже, что исторически зафиксированные проявления начальных сюжетов Нартиады – это также и предыстория скифской истории. Эти вопросы были основными и в моей докторской диссертации (издана как «Нарты-арии и арийская идеология», Москва, 1996), но с тех пор результаты нартологических исследований значительно умножены – в том числе по скифской фактологии и ее эпохе.

В этой статье предложены выборки из моих исследований Нартиады, как опубликованных так и не опубликованных, однако практически неизвестных научному сообществу, но прямо относящихся также и к скифской истории Геродота. Рассмотрим две выборки из этой панорамы в сопоставлении со скифскими фактами от Геродота: одна выборка – из религии скифов, другая – из генеалогии скифов, служившей идеологическим основанием племенной иерархии у скифов.

В начале сразу оговоримся, что для отличения осетинского языка от языка Нартиады эпохи сложения пантеона папая-гойтосира-аполлона, мы используем термин Ир-Ас-язык. В лингвистике это эпоха арийско-греко-армянской языковой общности (третье тыс. до н.э.), в которой, по исследованным уже стадиальным переходам в Нартиаде, выявлены ее своеособые социальные формы и смыслы в процессах той эпохи, выражавшие значения этих стадиальных своеобразий. Далее мы покажем это и на скифских примерах. А также покажем и некоторые из оснований того, чему название Ир-Ас-язык - применительно к языку Нартиады - больше соответствует также и в малоазийской фазе предскифской истории. Об этой фазе истории в текстах Нартиады уже можно говорить предметно.

Два сюжета из Геродота в панораме Нартиады: 1 - бог-пастух-охранитель у скифов Гойтоси́р (греч. Γοιτόσυρος) — и бог-пастух-охранитель у греков Аполлон; 2 – генеалогическая легенда скифов и происхождение трех скифских племен от трех братьев Липоксая-Арпоксая-Колаксая.

ГОЙТОСИР (Γοιτόσυρος) —АПОЛЛОН

Геродот: «Скифы почитают только следующих богов. Прежде всего – Гестию, затем Зевса и Гею (Гея у них считается супругой Зевса); после них – Аполлона и Афродиту Небесную, Геракла и Ареса. Этих богов признают все скифы, а так называемые царские скифы приносят жертвы еще и Посейдону. На скифском языке Гестия называется Табити, Зевс (и, по‑моему, совершенно правильно) – Папей, Гея – Апи, Аполлон – Гойтосир, Афродита Небесная – Аргимпаса, Посейдон – Фагимасад. У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса. Ему они строят такие сооружения» (1).

Параллели с Нартиадой очевидны, они отмечались многими авторами и хорошо известны. Потому здесь только общий обзор основ: у скифов и в Нартиаде называют сходство 7-мибожного пантеона с семью святыми силами, и три функции там и там, и много другого. Но отмечают сходство и в том, что скифский Гойтоси́р (греч. Γοιτόσυρος) – как и Аполлон, входил не в высший ранг божеств, но в их земной разряд (серединный мир) четырёх божеств (с ним еще Артимпаса, Арес и Геракл).

Однако, кроме того, что бог-пастух-охранитель у скифов Гойтоси́р считается аналогом греческого Аполлона, ничего больше не известно вне Нартиады и Ир-Ас-языка ни о природе Гойтосира, ни об истоках Аполлона... О происхождении Аполлона известно только то, что он - догреческий малоазийский бог эпохи перехода от присваивющего хозяйства – к производящему. Сами теонимы «гойтосир» и «аполлон» не этимологизированы ни на греческой почве и вовсе ни на какой… Между тем, и религии, и языки греков и осетин не плохо изучены для поиска иллюстраций в срезах Ир-Ас-языка.

В трактовании функций Аполлона-Гойтосира сходятся практически все исследователи: оба они охранители-стражи скота, пастухи. Однако в отличие от Гойтоси́ра, Аполлон – он еще и в высшем уровне неба (Солнце), тогда как Гойтосир в серединной зоне космоса и никаких образов его небесных воплощений не известно вовсе. При этом и Гойтосир занимает весьма высокое положение - Геродот упоминает его сразу вслед за триадой верховных божеств…

Таким образом, Гойтосир – это Пастух, страж и охранитель скота. Его высокое место в скифском пантеоне определено важнейшей функцией скотоводства у скифов – это основа скифского благополучия. Но о воплощениях Гойтосира доподлинно не известно ничего (не считая предположения, что в одном случае он, возможно, изображен в виде всадника, охотящегося на оленя, однако конная охота – явно не из малоазийской архаики зари производящего хозяйства).

В отличие от Гойтосира, воплощений Аполлона много и они названы прямо. Однако из всех воплощений Аполлона к самой ранней стадии образа пастуха могут относиться только Собака и Волк. И совершенно ясно, что из них к функции собственно пастушества - как функции «охраны-стережения» скота - может быть отнесена только Собака.

Хорошо известны малоазийские собачьи воплощения Аполлона, в одном из которых он стал отцом Тельмисса. Сам Аполлон был похищен собаками сразу после рождения и его возвратила богиня Лето. Аполлон считался в Спарте покровителем собак. Все титульные расширения к теониму «аполлон» достаточно полно рассмотрены А.Ф. Лосевым и среди них два «зверских» образа: волк и собака. А титульные расширения (эпитеты) теонима «аполлон» - как бога пастушеской функции – представлены в греческой мифологии совершенно определенно: это Аполлон Кинегет и Аполлон Киней (2). Очевидно, что архаический малоазийский миф о пастухах перешел в скифскую мифологию как «гойтосир-аполлон-кинегет-киней». И это не оставляет другого выбора, кроме как исходить из этой архаической иллюстрации функции пастуха - и ясно, что функция обозначена в самом этом многосложном теониме «гойтосир-аполлон-кинегет-киней».

Перед нами словообразовательная калька с буквальным «поморфемным» осетино-греческим переводом kujty-særkineget. И «куйтэ-сæр» в Нартиаде, и «кинегет» в мифологии греков означают буквально одно и то же: «глава собак» - «предводитель собак».

То есть Γοιτόσυρ- kujty-sær это тот рожденный в священном Зæпадз («склепе-кургане») Нартиады «предводитель собак - Куйтэ-Сæр \Силæм\» (3), который был рожден вместе с «перво-конем \Æрфæн\», «перво-супругом \Сослан, Сосрук\» и «перво-супругой \Сатæна\», символизирующих переход от материнской семьи к отцовской в ходе перехода к производящему хозяйству. А Γοιτόσυρ-kujty-sær является названием древнейшей переходной функции Аполлона: 1 - как бога первоначально охотничьего хозяйства – тут функция выражалась собакой-охотником, 2 - к производящему хозяйству – скотоводству, тут функция собаки-охотника перевоплощалась в образ собаки-пастуха.

Становится очевидным и то, что значение самого теонима «аполлон», то есть – его этимология, может быть определена только в контексте терминов пастушества Ир-Ас-языка Нартиады, в котором пастух-Аполлон был богом арийско-греко-армянской языковой общности. В Ир-Ас-языке Нартиады «пастух» - po\y\-aw\jaw, или pa\y\-aw\jaw, (в современном осетинском это в кириллице - фæйау-фэйау-фийау) – восходит к po\y\-pa\y\ - «охранять», с частью –aw (4); значение части aw\jaw - «сила»-«действенность» (5); то есть «пастух» - po\y\-aw\jaw, или pa\y\-aw\jaw, означает «стеречь-охранять-po - действенно-сильно-aw»…

Отсюда к греческому теониму «Кинегет-Аполлон», в его геродотовской скифо-греческой форме «Куйтэ-Сæр-Аполлон», добавить остается только одно: функционим-соционим «пастух» - po-aw – представлен также и в составе теонима «аполлон», но в обратном порядке - aw-po – «действенно сильный пастух» \в кириллице - aу-по\…

И это означает, что теоним «аполлон» составлен из трех частей: aw-«действенно-сильный», po-«страж-охранитель», и ollon\llon\ – значение этой части теонима, тоже двусложного, требует слишком объемных и невозможных в рамках данной статьи иллюстраций из Нартиады и греческой мифологии. Потому укажем только значение обеих остающихся частей ollon\llon\ – это «высший смотрящий» в Ир-Ас-языке Нартиады: wæl\ol (в кириллице – уæл\ол) – «высший», с функцией won\\уон– «смотрящий», из wain (6). В Нартиаде won\\уон функция культа – сакральная: оракул – «видящий наперед». В трехуровневой иерархической системе Нартиады «высший смотрящий» - это функция высшей обители wæl\ol-won (в кириллице – уæл\ол-уон).

Этот сакральный термин ollon\llon\ известен в науке в формах olen\elon\elen\allon\alan (в кириллице - олен\елон\ елен\аллон\алан) из Нартиады и греческой мифологии. В исторической науке его трактуют не как соционим, а как этноним, но на его социальные истоки указывалось (7). А полный состав теонима a-po-ollon\\а-по-оллон означает «действенно-сильный страж высший смотрящий», и является точным описанием функции «пастух» на заре производящего хозяйства вместе с его культом.

Теперь сам собой встает не вопрос, а ещё один ответ: тот, кто перевел для Геродота значение теонима kujty-sær как соответствие Аполлону, наверняка исходил из полного тождества теонимов kujty-sær и kineget. И неважно, знали это греки - сам Геродот в том числе, или скифы: обращение в их среде сюжетов Нартиады и греческих мифов теперь невозможно отрицать и вопрос только в том – в какой эпохе функция a-po-ollon\\а-по-оллон - «действенно-сильный страж высший смотрящий», была общей для ранней истории греков и скифов? Пока можно уверенно мыслить истоки в начальной фазе становления производящего хозяйства в 8-7 тыс. до н.э. в Малой Азии. И совсем надёжно развитие оставалось ещё общим для арийско-греко-армянской общности 3-го тыс. до н.э., в которой a-po-ollon\\а-по-оллон обращался в Ир-Ас-языке Нартиады (у скифов и греков).

И значит утверждение скифов о возрасте их предков в тысячу лет до Дария – близко к истине... Ответ на этот вопрос важен для многих позиций, и о двух из них мы скажем в заключение статьи. Пока отметим установленный уже нами факт: в греческой теонимии формы Ир-Ас-языка Нартиады отмечены в самом архаичном теониме - «аполлон». Прежде, чем перейти к другим теонимам и соционимам скифов в передаче Геродота перечислим уже установленные: 1 – po\pa – «охранитель-страж» (в кириллице – по\па), и в Ир-Ас-языке есть также формы fijaw - fæjawfyjaw (в кириллице – фийау – фæйау – фэйау), а это определенно свидетельствует, что в архаическую эпоху гласные звуки не имели еще смыслообразующего значения и свободно варьировались, что иллюстрируется и наличием форм pi\pe (в кириллице – пи\пе); 2 – aw\jaw – «действенный»-«сильный».

Стартовую позицию для перехода ко второй выборке обеспечивает снова Ир-Ас-язык Нартиады и ее соционимия: «страж-охранитель» Нижнего Мира тоже представлен в Нартиаде теонимом, в составе которого тот же компонент pa\\па, в огласовке pе\\пе. Это дает нам необходимые основания для утверждения, что страж глубин водных-земных и у скифов имел другие воплощения, поскольку в Нартиаде «страж низа» представлен отдельно в нижней водно-земной сфере (дон-ПЕ-тэр \\ don-PE-tyr). Этому контексту соответствует и скифский теоним «папай» - это тоже Ир-Ас-язык Нартиады и он представляет собой ранжирующее удвоение титула «страж»-«охранитель» в других двух сферах – без нижней сферы: из удвоения «папай» одна из морфем pa\\па представляет ранг «охранителя» Среднего Мира, другая pa\\па представляет ранг «стража» Высшего Мира. Папай – это бог рангов средней и высшей сфер, без нижней сферы.

Переходя ко второй выборке отметим, что полная аналогия скифского kujty-sær\\куйтэ-сæр из Нартиады с формальными и смысловыми контекстами также и греко-скифских теонимов «гойтосир-Аполлон»-«папай» – всё это тоже конструкции из Ир-Ас-языка Нартиады. И это дает все основания для прочтения геродотовых трифункциональных соционимов генеалогической легенды скифов в панораме социально-мифологической системы Нартиады и Ир-Ас-языка.

ТРИ БРАТА Липоксай-Арпоксай-Колаксай – ТРИ СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ У СКИФОВ

Отметим известное в Нартиаде. Тут три родословия: 1 – Боириатæ\\Boyriatæ; 2 – Æхсæртæггатæ\\Æhsærtæggatæ; 3 – Алæгатæ\\Alægatæ. Без показателя множественного числа –тæ \\ tae основные смысловые определения трех функций выражены в «боириа\\boyria», «æ\хсар»-«æ\hsar» и «алæг\\alæg». По функции «боириа» - это стражи волшебного сада. И тут все прозрачно: «боириа» < po\y\-ar-aw\jaw – «страж - po»-«рождений - ar»-«действенно-сильный - aw\jaw», то есть - это теоним из культа изобилия и рождений переходных к производящему хозяйству верований ранней охранно-аполлонической эпохи. И особое значение для трех функций скифского сюжета Геродота имеет второе родословие Нартиады – «доблестные - æхсæртæггатæ».

Основу родословия доблестных Нартиады заложили близнецы: первый - Хсар\Æхсар, второй - Хсæртæг\Æхсæртæг, и тут тоже все прозрачно: хсар < ksaj-ar, где «ksaj -сиятельный» - «рождением - ar». И сиятельно-рожденные образуют высшую по доблести родословную Нартиады, при том, что все нарты участвуют в «походах» - Балц\\Balc, «походах» - Хæтæн\\Hætæn, «походах» - Стæр\\Stær: нарты вообще – это мужи-воины, но в основном – пастухи, охотники, пахари и рыболовы. И с этим перейдем к скифам Геродота.

Начнем с того, что три сына Таргитая – Липоксай-Арпоксай-Колаксай – все по индикатору ксай \\ ksaj относятся в классификации функций Нартиады к одной функции – ко второй функции доблестных «сиятельно-рожденных- ksaj-ar - æхсæртæггатæ»: у всех троих соционимы основы разные - Липо-Арпо-Кола, но у всех единый классифицирующий маркер ksaj. И это означает, что по признаку рождения - по генеалогии – все трое принадлежат к одной функции Нартиады ksaj-ar – к функции доблести «сиятельно-рожденных – æхсæртæггатæ»: они не выражают три функции.

Более того, Геродот прямо указал, что все три племени - именно так – все три племени, называются сколотами, а эллины называют их скифами (8). Размещаем Геродота в Нартиаде и тогда три племени – они все (Липо-Арпо-Кола) не просто с общим маркером ксай \\ ksaj, но еще и имеют общее название сколоты\\skolotaj. Однако мы знаем, что система иерархии функций Нартиады сформирована на двух базовых основах: 1 – родословная; 2 – место обитания-проживания. По месту проживания три функции Нартиады маркированы как обитатели трех уровней поселений: 1 – «высшая обитель» уæлæ-синх\сэх \\ wælæ-sinh\syh; 2 - «серединная обитель» астæу-синх\сэх \\ astæw-sinh\syh; 3 - «нижняя обитель» дæлæ-синх\сэх \\ dælæ-sinh\syh; а вот архаические формы языка для «обители» – sink\syk, базовое для них понятие «обитать» - say(y)anaka (9). И значит, в архаических формах - в Ир-Ас-языке, к которому, как мы видели, примыкает язык скифских теонимов, они звучали как «высшая обитель» уæлæ-синк\сэк \\ wælæ-sink\syk. В обратном порядке слов обитель будет - синк\сэк-уæлæ \\ sink\syk-wælæ.

Переносим классификатор «сколоты \\ skolotaj» в трёх-уровневую иерархию - в эти три проекции иерархических уровней обитания Ир-Ас-языка Нартиады. И картина предельно ясна: основатели иерархии скифских трех племен-функций - все три брата Lipo-Arpo-Kola \\ Липо-Арпо-Кола – они по родословию «сиятельно-рожденные - KSAJ-AR - æхсæртæггатæ», и потому общее их название - сколоты\\skolotaj, может быть только иерархическим маркером их места обитания. Снимаем показатель множественного числа –тæ\\tæ, остаётся основа сколо\\skolo. Простое сопоставление названия всех трех родословий-функций скифских сиятельных «ксай\\ksaj» - с «ксай-ар\\ksaj-ar», которые сиятельно-рожденные только в одной родословной Нартиады, не оставляет для случая скифов иной логики кроме той, что по иерархическим маркерам Ир-Ас-языка вся элита скифов принадлежит к одному родословию сиятельных-«ксай\\ksaj», и обитает вся элита на одном уровне иерархии - высшем: все три племени-функции скифов имеют маркером основу сколо\\skolo и это маркер места обитания сэк-уæлæ\\syk-wælæ – «высшая обитель» сиятельно-рожденных в Нартиаде.

Очевидно, что сколоты\\skolotajэто сэк-уæлæ-тæ\\syk-wælæ-tæ Ир-Ас-языка, отличающиеся от уæлæ-синк\сэк \\ wælæ-sink\syk Нартиады только порядком следования маркирующих компонентов в этом практически едином адресе обитания представителей соционима сиятельных также и у скифов.

Вывод ясен и по родословию, и по месту обитания. Три брата Lipo-Arpo-Kola\\Липо-Арпо-Кола являются «сиятельно-рожденными ksaj-ar-æхсæртæггатæ». Они представляют доблестных в Нартиаде - и царских сколо\\skolo у скифов. В контексте идеологии Нартиады это означает, что по показателям родословия все они ксай-ар\\ksaj-ar - «сиятельно-рожденные», и в иерархии местообитания сколо\\skolo - сэк-уæлæ\\syk-wælæ все они в «высшей обители».

Однако это означает, что три брата-скифа могли быть основателями только родословий одной высшей функции, хотя возможно – в двух уровнях: 1 - сиятельных царей-жрецов, 2 - сиятельных витязей-жрецов \воинов духа\. И те, и другие обитали вместе в единой «высшей обители» и, говоря строго по схеме, все принадлежали к одной функции.

Это очевидный вывод и он опровергает ценность трех-братной родоначальной легенды скифов для прямого сопоставления с системой трифункции индо-европейцев. Но в системе Нартиады этот вывод Дюмезиля имеет почву и для скифов, однако ее тут не показать - объем исследования огромен и к тому же оно пока не завершено по другим разделам. И еще одно дополнение к теонимии скифов и Нартиады, прежде чем мы перейдем к трем скифским братьям и их потомству по-отдельности в контексте Нартиады и Ир-Ас-языка.

К «стражам-охране» - pi\pe\po\pа (в кириллице – пи\пе\по\па), и к «действенным»-«сильным» – aw\jaw, (в кириллице ау\йау), примыкает важнейший компонент культов Нартиады ar (в кириллице – ар) – «рождение», определяющий состав теонимов культов рождений и изобилия. И он тоже имеет несколько форм с переменными гласными: «рождение-ar» - er, or, ur, ir – «народ» (в кириллице – ер, ор, ур, ир) и отсюда самоназвание осетин ирон\\iron. То есть, ир\\ir означает всех «народившихся»-«рожденных» и является одной из огласовок ar.

И теперь первый, старший из скифских братьев – «липоксай». Часть po-ksaj\\по-ксай прозрачна и ясна: «страж сиятельный». Первая часть «ли-»-«li-» является маркером принадлежности «ли-поксая» к уровню «высших – wæli\oli»: wæli\oli-po-ksaj \\ уæли\оли-по-ксай значит «высший страж сиятельный». От «высшего стража сиятельного» Липоксая произошло скифское племя с названием – auchatai (авхаты). Ж. Дюмезиль считал авхатоввоинами, и эта оценка полностью подтверждается Нартиадой. И обоснование этой оценки уже может быть заявлено исходя из того, что пастушеско-походная жизнь в Нартиаде совершенно определенно регулировалась поло-возрастными критериями. Сами принципы структурного построения войска были тоже возрастные. Поскольку первые исследования Нартиады в этом разделе были начаты и продолжаются мной, и в целом это большой объем исследований, постольку здесь коротко.

Подразделения auchatai-авхаты по Нартиаде легко устанавливаются. Выше отмечалось, что все нарты – они мужи-воины и участвовали в походах разного назначения: «походах»-Балц\\Balc, «походах»-Хæтæн\\Hætæn, «походах»-Стæр\\Stær, которые имели разную длительность. Походы под названиями Балц\\Balc и Хæтæн\\Hætæn были длительными: называются годовые, трехлетние, семилетние и даже двенадцатилетние походы. Ясно, что восходящим возрастным военным структурам нартов соответствовали походы разной длительности и долгота была основой иерархии походов.

Любой поход поднимал оценку его участников в соответствии с годовыми измерениями походов с их участием, а при жестком отборе предков для боевых родословных иерархия была не только возрастная, но и по заслугам-подвигам - индивидуальная… Это этап расслоения общества Нартиады (и общества греков) эпохи военной демократии, когда индивидуализация подвигов оружия приобретала социальную значимость: выделялась военная аристократия - сформировался военно-аристократический уклад. Соответственно в Нартиаде есть возрастные контингенты войска - нарты, и есть контингенты с акцентом в названии на их действенную мощь - авнарты. Разница отмечена показателями уже известных нам соционимов и теонимов: авнарт\\awnart – и тут значение «действенности силы aw\jaw» выражает действенность военной силы этих подразделений «войска - авнарт\\awnart», в сравнении с другими подразделениями «войск - нарт\\nart».

То же самое с таким же двусложным соционимом – авхат\\auchat: aw\jaw-hat – и тут hat прямо обозначает войсковые подразделения разновидности хæтæн\\hætæn с их спецификой «вольного поиска» - xæтэн\\hætyn. Это «походы-промыслы-охоты» - все эти термины связаны также и этимологически (10). Из этого следует, что авнарт\\awnart соотносятся с авхат\\awhat как самые опытные и подготовленные возрастные группы нартов (авнарт\\awnart) – и их походно-специфические соединения (авхат\\awhat). По возрасту и по обитанию они определенно «сыны старшего из братьев» - высшего wæli\oli-po-ksaj\\уæли\оли-по-ксай, и обитают в верхней обители – сколо\\skolo - сэк-уæлæ\\syk-wælæ: по всем показателям авнарт\\awnart и авхат\\awhat – это элита воинов. По данным Нартиады это возраст матерых мужей – женатые, от 30-35 лет.

Переходим ко второму, среднему из трех скифских братьев – у него титул «арпоксай». По части po-ksaj он из той же элиты «стражей сиятельно-рожденных». Но оба брата – старший и средний – различаются по возрастному критерию нартов. Если старший «липоксай» - он «высший - уæли\оли», то средний брат «ар-по-ксай» - это контингенты молодежи и стерегут они изобилие полей-садов-скота и сами поселения. Это ясно и четко выражено в Нартиаде «садами боириа» и охранниками при них - садово-огородно-посевными юными стражами ksaj-ar-«æхсар\æхсæртæг»: они «рождения-ar\\ар – стерегущие-ра\\па». То есть ар-по - это и охрана плодов труда: это неженатая молодежь и те, кто живут первое семилетие в браке.

В Нартиаде молодежью считаются две первые 7-летние ступени после «утробного \беспомощного\ состояния – syvællon (в кириллице – сэвæллон)», который прерывается с достижением начальной дееспособности – с обретением навыка «хождения – cæwyn, dzæwyn (в кириллице – цæуэн, дзæуэн)», от 2-3-летнего возраста. С этого рубежа дети проходят две 7-летние молодежные возрастные ступени и вступают во взрослые возрастные 7-летия - от 15-17 лет. Эта система семилетних ступеней является стержнем всей религиозной конструкции культов Нартиады - она называется cæwæggagg, dzæwæggag (в кириллице – цæуæггаг, дзæуæггаг), и для молодежи имела две ступени: 1 - добрачная молодежь фæсивæд\\fæsivæd; 2 - вступающая в браки молодежь усгур фæсивæд\\usgur fæsivæd – от 15-17 лет, в дальние долгие походы она не ходила.

Только со вступлением в брак молодежь вступала в возраст лæпулæг\\læpulæg и уходила в первый годичный поход, а к 30-ти годам уже пройдены бывали походы годичные и трехлетние, после которых молодежь переходила в семилетия «высших норм нрава - Alægatæ\\Алæгатæ», откуда и современное Læg\\Лæг - «мужи» но это отдельная тема.

Жизнь как состояние и ценность в Нартиаде представляет собой совершенно конкретный порядок, в котором нет смерти, потому что «смерть» - это переход в следующее 7-летие, равно как и физическая смерть – переход в следующие ступени жизни. Зачатия-рождения – это порядок предземной жизни: это ступень подводно-подземная. Затем две семилетние ступени немощи – до 15-17 лет, затем с брачной полноценности начинались семь возрастающих 7-летий активной-мобильной-действенной практики. Строго говоря, нарт - это 7х7-летий полноценной жизни. И потом мужчина уже не нарт, даже если и жив... Эта идеология сделала самой предпочтительной смерть в эти 7х7-летия, потому что на тот свет человек переходил в том возрастном состоянии функций, какие были на момент смерти - и умереть на земле на возрастном пике сил означало вечное пребывание на том свете в этом же функциональном состоянии… Сама физическая смерть – это тоже был переход в смысле 7-летних перерождений, но уже в жизнь самую высшую, где нет времени и семилетий, но это отдельная тема.

Первые две ступени семилетних подразделений брачного возраста усгур фæсивæд\\usgur fæsivæd и лæпулæг\\læpulæg, начинавшиеся с годичного похода-Балс\\Balc и потом трехлетнего, составляли поколения молодежи - воинов «юных-tyr\\тэр» - и «стремительных asu\асу». Это воины яростные, жаждущие подвига и славы любой ценой, а ценой была установка соответствовать старшим и великому предку - и самому перейти к предкам в высший мир в статусе достойного предка для ожидающегося к возвращению из послебрачного годичного похода земного потомства. Восходя по семилетним ступеням dzæwæggag\\дзæуæггаг молодежь обретала жизненную и воинскую практику нарта\мужа\ - и соответственно этому достойное место в элите общества: молодые поднимались в разряд 7-летий «липоксай»-ев, а возрастные группы зрелых мужей авнарт\\awnart и их войсковые соединения авхат\\awhat представляют эти наиболее «действенно-сильные» контингенты - wæli\oli-po-ksaj\\уæли\оли-по-ксай-«липоксай». У скифов по Геродоту они уже в единой «высшей обители» царей, однако у скифов нет своеособого родословия высшей элиты над тремя племенами, как это есть в Нартиаде: тут сложилось четвертое родословие As\\Ас, но это тоже отдельная тема с ее эпохой и распространением.

А до того молодежь была под наблюдением, но главное - обучением «отцов-Ар-По-ксаев» – «стерегущих рождения стражей сиятельных», которые обучали эту рвущуюся на подвиги молодежь. У Геродота она названа katiaroi\\катиары и traspies\\траспии, в единственном числе это – katiar\\катиар и traspi\\траспи. В Нартиаде они названы почти буквально так же: в первом случае они названы – kaitar\\хъайтар, во втором с перестановкой частей геродотовского термина tyr-as-pi – он дан в другом порядке следования компонентов: в Нартиаде три слова tyr, аs и pi\pa стоят в последовательности pa-tyr-as\\батрас. Очевидно, что Геродот на слух воспринял и слово Ир-Ас-языка - kaitar – «дерзкий», и передал как katiar. Что касается перестановок слов tyr, аs и pi\pa, они в Нартиаде представлены и в других именах и комбинациях с As\\Ас, но это отдельное исследование большого объема – тема не для статьи.

То есть геродотовы katiar\\катиар и tr-as-pi\\тр-ас-пи - это kaitar\\хъайтар и pa-tyr-as\\батрас из Нартиады - все это тоже Ир-Ас-язык, в котором эти воинские и возрастные термины ясны вполне и означают – «дерзкие юные стремительные стражи-охранители».

И теперь последний – младший брат «колаксай», для интерпретации имени которого Геродот и Нартиада не оставляют никакого выбора. Повторим утверждение Геродота - «все племена вместе называются сколотами, то есть царскими» (11). Коротко и ясно: «царские скифы» и есть сколоты! А значения этого иерархического адреса обитания царей мы показали по Нартиаде. Это значит, что оправданы были и возражения Б.А Рыбакова против того, чтобы распределять священные предметы, упавшие с неба, вопреки прямому смыслу другого текста Геродота – он ясно подчеркнул, что плуг, ярмо, секира и чаша вместе все достались одному - младшему сыну Колаксаю (12). Эта оценка оказалась единственно точная: символы трех функций уже в одной обители – в высшей обители царей сколо\\skolo - сэк-уæлæ\\syk-wælæ. И это знак углубляющейся стратификации общества скифов: все символы в одной обители - нарастала централизация власти.

Потому изначально все три родословия в Нартиаде обитают раздельно, но потом ее система трех обителей усложняется, а в эпоху Геродота элита уже сведена по месту обитания в сколоты\\skolotajэто обитатели «высшей обители - сэк-уæлæ-тæ\\syk-wælæ-tæ» Ир-Ас-языка, которые в Нартиаде составляют элиту доблести «ksaj-ar - æхсæртæггатæ». И выбора нет: «высшая обитель» Нартиады сэк-уæлæ\\syk-wælæ - это сколо\\skolo у скифов, что исключает какие-либо варианты титула «колоксай» кроме сколо-ксай\\skolo-ksaj со значением «высшей обители сиятельный \этот титул обозначал элиту и царей\». Плуг, ярмо, секира и чаша – все у Колаксая одного, и все в одной «высшей обители» сколо\\skolo - сэк-уæлæ\\syk-wælæ, что и предполагало отмеченное выше возражение Б.А. Рыбакова

Единственное возможное допущение отметим: в Нартиаде совершеннейшие представители элиты представлены еще и под титулом «акола» - «прекрасный\прекрасная»-«красивый\красивая», что не исключает более сложный состава титула и у скифов: сколо-акола-ксай\\skolo-akola-ksaj со значением «высшей обители прекрасный сиятельный \царь-элита\», но и это вполне могло редуцироваться до «колоксай» у самих скифов или на слух у Геродота.

 

Нартиада и Ир-Ас-язык – к скифской истории Геродота и контексту истории скифов от верховьев Енисея до Передней Азии

 

Для точности временных сопоставлений скифских текстов Геродота с сюжетами Нартиады надо уточнить возраст того, что в науке принято называть «скифской историей». Геродот утверждает, что по рассказам скифов со времен первого царя Таргитая до вторжения Дария в Скифию прошло как раз только 1000 лет (13). И если считать буквально, то для скифов начало отсчета истории – с 1514-1512 гг. до н. э. Однако адрес первоначального обитания скифов по одному индикатору совершенно точен – это Малая Азия, где родина «собакоглавного-гойтосира-аполлона». И адрес восходит ко временам становления производящего хозяйства – а это 8-7 тыс. до н.э. Но по датировке самих скифов – их корни всего то в середине второго тыс. до н.э. То есть «гойтосир-аполлон» уже пять тысяч лет до того пас скот - он где-то в Малой Азии до того уже обитал…

Есть и другие ориентиры - и некоторые от того же Геродота: один относит начало скифов ниже дат Троянской войны - за два поколения до нее скифов покорил фараон Сесострис. Исследования этой темы дают в общем те же датировки, что и самооценка скифов - между XVI и XIII веками до н. э., однако есть и гораздо более древние индикаторы – до 3700 годов до н. э. (14). Это уже 4-е тыс. до н.э., но и тогда, порядка трех тысяч лет, «гойтосир-аполлон» где-то до того пас скот в Малой Азии – эта территория актуальна и для темы авхат\\awhat.

Но пока еще один достоверный след Нартиады об обитании архаических скифов – он недавно установлен археологом А.О. Наглером: это верховья Енисея второй половины второго тыс. до н.э (15). Как скифы туда попали – само по себе понятно: никак, кроме как миграциями, это не могло быть. Но - когда? Может быть, в те самые туманные три тысячи лет с 8-7 тыс. до н.э. – по 5-4 тыс. до н.э. далекие предки скифов и пришли к верховьям Енисея - и именно они были «индо-европейцами»..? Во всяком случае, достоверно известно, что те скифы, которые именуются «царскими», тронулись с верховьев Енисея в сторону Европы никак не ранее конца 9-го – и продвигались весь 8 век до н.э., а в 7-ом веке уже имели свое государство в Юго-Западном Прикаспии. И в 5-м веке до н.э. их посетил Геродот в Северо-Восточном Причерноморье.

Еще одну сложность, значение которой пока трудно оценить, привносит то, что скифы царские – по данным археологии – пришли в Северное Причерноморье только в 5-м веке до н.э., а Геродот побывал в Скифии и описал ее в 448-445 годах. Отсюда следует, что со времен скифо-персидской войны до визита Геродота в Скифию прошло более полувека и царские скифы в войне с Дарием (514-512 гг. до н.э.) участвовать не могли – их еще тут не было. И Геродот описал три-функцию в обществе скифов через полвека после той их грандиозной победы над Дарием, которая не могла не подвигнуть систему к большей централизации власти даже и без прихода из Азии царских скифов. И нам остается проследить то, что они оставили в истории по пути в Северное Причерноморье.

Название скифов в восточных источниках содержит тот же термин, обозначающий в Нартиаде и у Геродота «стремительную силу - As\\Ac», и тот же термин для обозначения обители, что у Геродота и в Нартиаде – sk < syk\\ск < сэк. Оба они четко видны и у skutha\\скифов в Причерноморье, и в названии молодого воинства у Геродота и в Нартиаде - tyr-As-Pi\Pa-tyr-As \\ тэр-Ас-Пи\Па-тэр-Ас, и в восточных названиях скифов - as-syk-usa\is-syk-usa (ашкуза\ишкуза). Скифский царь седьмого века до новой эры Партатуа\Бартатуа (- по клинописным текстам, в греческих он Прототий) имеет титул из разряда «стражей - рia \\ пи\па», охраняющих «рождения – аr\ir\\ар\ир», а значит и этот титул означает «жрец»-«царь» из культов плодородия Нартиады: Pa-Ar-tæ-tua\\Па-Ар-тæ-туа. Мы показали и титулы царей, и их сынов того же состава титулов, только с перестановкой частей - их через два века отмечал Геродот: Ар-По-ксай, ли-ПО-ксай (па-пай на востоке не отмечен), они и в названии молодого воинства у Геродота и в Нартиаде – повторим их: tyr-As-Pi\Pa-tyr-As \\ тэр-Ас-Пи\Па-тэр-Ас.

И последний штрих о скифских говорах - Витчак доказывал отсутствие в скифском диалектов (16), но тут речь о говорах. Написания теонима Γοιτόσυρ и соционима Τρασπιες предоставляют некоторые основания для оценки говоров языка царских скифов к северу от Кавказа в 5-м веке до н.э., а написание ашкуза\ишкуза - к говорам скифов к югу от Кавказа в 7 веке до н.э. В греческом языке не было акцентированно шипящего звука Ш и потому не было буквы Ш, а ближе всего звучит θ – это глухо-шепелявое «с». А звук «с» и буква для него были - в графике это сигма: Σ, σ и ς. В социониме Τρασπιες буква сигма σ, как и в теониме Γοιτόσυρ. В сохранившихся осетинских говорах kujty-sær \\ куйтэ-сæр \γοιτόσυρ\, и traspi \\ траспи \τρασπιες\ звучат точно как у Геродота только в говорах осетин к югу от Кавказа – (в русской графике) «куэйтэ сæр» и «тэраспи». И отчасти в одном диалекте северных осетин – дигорцев, с минимальным отличием «куйтИ-сæр»... В говоре же другой части осетин, что сейчас тоже к северу от Кавказа, они звучали бы «куйтэШæр» и «траШпи» - и ровно так as\is звучат в ашкуза\ишкуза...

Интрига любопытна - по приведенным показателям у царских скифов Северного Причерноморья был говор осетин с юга от Кавказа, а у переднеазиатских южных скифов – говор осетин с севера от Кавказа, но в обозримой истории рокировка говоров у северных и южных осетин не отмечалась… Однако, насколько можно судить по стадиям переходов эпох, отраженных в формах и смыслах языка Нартиады в Малой Азии, в Причерноморье и на Кавказе, Ир-Ас-язык был пока языком массы и элиты, но потом сужался до языка элит: в Нартиаде это язык элиты hatiag\\хатиаг, и все говорит за то, что элиты и есть контингенты высшего отбора awhat\\авхат, и авнарт\\awnart. Этим актуализируется вопрос о хаттах Малой Азии как еще один раннескифский след бога Аполлона из 3700-х годов до н.э., ибо хатты как раз из 4-го тыс. до н.э., и как раз в Малой Азии.

Цивилизация Нартиады определенно имеет истоки в Малой Азии и являет смыслы в том числе и для формирования этнических историй и языков. Ир-Ас-язык Нартиады – это последний этап языка аполлонической эпохи из 3-го тыс. до н.э., после которой распад арийско-греко-армянской общности - в первой половине второго тыс. до н.э. - привёл к сложению индо-иранских диалектов (17). И этот установленный теперь факт означает, что утверждения о заимствованиях из индо-иранских языков в Ир-Ас-язык аполлонической эпохи (язык Нартиады), обосновываемые в случаях с Ир-Ас-языком аргументом хронологической преемственности, либо имеют обратный знак - из Ир-Ас-языка в индо-иранские, либо – несостоятельны без дополнительных аргументов.

И последний вывод. Один из смыслов скифского следа малоазийского бога Аполлона выводит на заключение о существовании сложившегося уже общества аполлонической эпохи 5-4 тыс. до н.э., и связан с поселением-«обителью» – sk < syk \\ ск < сэк, распознаваемом в ряде поздних этнонимов (etrusk-russkij-bask\\этруск-русский-баск и т.д.), что показательно для связи истоков цивилизации с историей возникновения «обители-города». Базовое понятие «обитания» - say(y)anaka, и именно в «высшей» - wælæ - обители, которая в Нартиаде уæлæ-синк\сэк \\ wælæ-sink\syk, у скифов – сколо\\skolo, в позднейших топонимах - синх\сэх-уæлæ \\ sinh\syh-wælæ, является надёжным индикатором, который ведет по скифскому следу малоазийского бога Аполлона в обители-храмы Анатолии эпохи зарождения производящего хозяйства в 8-7 тыс. до н.э., когда архаические тотемные «божества» коллективов собирателей и охотников переосмысливались в богов-хранителей – ро\ра \\ по\па - стерегущих обители рождений людей, зерна и скота.

Эта воплощённость высшей обители Нартиады – конкретно в форме элитного обиталища ранней ступени зарождения цивилизации, вполне ясно обозначена и в том, что именно эти sink\syk-wælæ, в развитии - sinh\syh-wælæ, и сколо\\skolo, перешли в современную цивилизацию через греков как schole – «школа», являя ясный смысл цивилизации как преемственности в передаче высших знаний, и при том - не только в смысле самого содержания цивилизации, но, в случае с sinh\syh-wælæ - schole – «школа», еще и как символизирующий ее все тысячелетия особый феномен (18).

Но эти и другие вопросы исследования Нартиады выходят далеко за рамки объема статьи, и если организационные и технические препятствия удастся снять, то осенью 2013-го главные этнографические и археологические итоги мы - в соавторстве с А. Наглером - предложим научному сообществу.

------------------------===========================

1. Геродот. Мельпомена. 59.

2. А.Ф. Лосев.АМифология греков и римлян. М.1996. 319-320. 3. Нартские сказания. т.1. Дзæуæджэхъæу\Владикавказ\, 2003, 71, 75, 89; т.2. Дзæуæджэхъæу\Владикавказ\, 2004. 791; т.3, Дзæуæджэхъæу\Владикавказ\, 2007, 18. в. н

4. В.И. Абаев. Историко-этимологический словарь осетинского языка. Далее - ИЭСОЯ, т. 1, 431-432.

5. ИЭСОЯ, 1, 85.

6. ИЭСОЯ, 4, 118.

7. Наглер А.О. Чипирова Л.А. К вопросу о развитии хозяйственных типов в древних обществах. «Античность и варварский мир». Орджоникидзе. 1985. 87-91.

8. Геродот. История. IY. 5-6.

9. ИЭСОЯ, т. 3, 215.

10. ИЭСОЯ, т. 4, 144-145.

11. Геродот. История. IY. 5-6.

12. Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М. Наука. 1981, 562.

13. Геродот. IV.7.

14. А. И. Иванчик. Накануне колонизации. Северное Причерноморье и степные кочевники VIII—VII вв. до н. э. в античной литературной традиции. М.-Берлин, 2005.

15. А.О. Наглер. «Олени» оленных камней. Интернациональный симпозиум Terra Scythica. Тезисы докладов. Новосибирск 2011, 76-77; «О стилизованных изображениях оленей на оленных камнях Центральной Азии». Terra Scythica, Новосибирск 2011, 178-184.

16. Витчак К.Т. Скифский язык: Опыт описания. Вопросы языкознания. 1992. № 5.

17. Гамкрелидзе Т. В., Иванов Вяч. Вс. Индоевропейский язык и индоевропейцы. Тб., 1984. ч. 2. 899.

18. А.Р. Чочиев. Феномен SINX-WÆL как координата перехода человечества к цивилизации. Цхинвал. 2000.

Просмотров: 6572