Deprecated: preg_replace(): The /e modifier is deprecated, use preg_replace_callback instead in /home/h130/data/www/assdin.ru/engine/modules/show.full.php on line 243  НАРТЭ ФАЕДГ-ГОАО – НАРТЭ ФАЕТКУЭ » Осетия | Официальный сайт религиозной организации осетинской традиционной веры
21.11.2017 16:44

НАРТЭ ФАЕДГ-ГОАО – НАРТЭ ФАЕТКУЭ

Автор: admin / 7-08-2011, 19:19 / Категория: ---

НАРТЭ ФАЕДГ-ГОАО – НАРТЭ ФАЕТКУЭ |Чочиев А.Р.

Необходимо начать уяснять системную специфику идеологии разных эпох Нартиады – и для этого не нужно ничего, кроме точного следования самой Нартиаде в контексте истории Средиземноморско-Черноморско-Каспийского междуморья (СЧКМ)...

Следования всем атрибутам культа в вариантах сюжетов - и со знанием Ир-Ас-языка Нартиады - должны исходить из перехода от собирательства и охоты к производящему хозяйству (земледелие и скотоводство) в 8-7 тысячелетиях до н.э. Только так могут быть системно исследованы эпохи Нартиады.

Вот пример: древнейший культ Нартиады проходит этап первичной военизации до эпохи Асатае - и в этих сюжетах эпохи военно-демократического уклада действуют персоны юного возраста. А системно это выражают сюжеты с Бориа и его «яблоневым садом», с юной девой-Ас (тэр-асса-«дзер-асса») и с близнецами «сиятельно-рождёнными – Ксай-Ар/Ахсар-Ахсартаг/».

То есть, это сюжеты из идеологии эпохи перехода от уклада военной демократии (нарт, Ахсар-Ахсартаг) - к укладу военно-аристократическому (Ас). А по времени – это с 5-4 тыс. до н.э., и территориально это СЧКМ.

Но «яблоневый сад» - этого на территории СЧКМ в то время не было! Сам по себе «яблоневый сад» - это сюжет из истории отдельной отрасли в истории производящего хозяйства Нартиады. И юная дева-Ас (тэр-асса-«дзерасса») – это эпоха военной элиты Асатае и это тоже отдельая история... А близнецы Ахсар-Ахсартаг – это эпоха до военной элиты Асатае и тоже отдельная история.

То есть, в этих сюжетах оказалась расставлена система ключевых элементов каждого из этих срезов истории разных социальных эпох Нартиады. И связи – ясны.

И они не позволяют связать «яблоневый сад» жреца Боириа – с «яблоней нартов» – Нартэ Фаеткуэ... Потому что и этот фрукт, и этот сад никак не связать с эпохой до элит Асатае – с культами Нартиады эпохи города под холмом Чатал-Гуюк... И не связать даже с СЧКМ и культами начальной эпохи Асатае – с культами 5-4 тыс. до н.э. на Горе-Ас-Каук-Ас/кавказ/.

Тема требует точности и в истории яблоневых садов. И вот сады – пока Индия: в мифах древних ариев - в древнеиндийских мифах – «чудесных/священных яблок» не знали даже и во времена буддизма – в этой сакской по природе религии яблонь нет: в Индии чудо-"культ дерева" освящал сал, ашок и плакшу.

В КИТАЕ – уже в середине второго тысячелетия до нашей эры огромные сады с малой архитектурой и религиозной символикой. Но «святого /чудесного/ дерева» яблони не знали...

В ЕВРОПЕ вовсе не выращивали яблоню, грушу и сливу, хотя признаки знания этих плодов есть с середины третьего тысячелетия до нашей эры.

То есть до ВТОРОГО ТЫСЯЧЕЛЕТИЯ ДО НОВОЙ ЭРЫ НИГДЕ в истории НЕТ СЛЕДОВ ЯБЛОНЕВЫХ САДОВ! А плоды знали не ранее 3-го тыс. до н.э.

В распространении плодовых культур В Европе главную роль сыграли греки - завезли и распространили яблоню, грушу и айву из Ирана, Малой Азии и с Кавказа... И уже в XII в. до н. э. сами греки знали сады яблонь и груш с летним, осенним и зимним созреванием (Гомер).

И теперь снова «чудесный/священный яблоневый сад» Нартиады. Во всех вариантах сюжета главные события древнейшего порядка культов Нартиады – они и до, и в эпоху витязей Асатае происходят с обращением таких понятий, как «след – Фаед», по нему идёт «следующее поколение – Фаеси-Ф/в/аед», поступающее «вослед - /норме/ Фаедг» своих предшественников. А во главе всего стоит По-Ар-Йау (Боириа). Рассмотрим этот порядок древнейшего культа Нартиады в этих срезах отдельных историй.

Начнём с вопроса: когда мог появиться в Нартиаде сюжет с древней сценой этого КУЛЬТА из идеологии Нартиады с характеристикой «сокровища-богатства» - сада Боириа с «яблоней нартов - нартэ-фаеткуэ»?

Ответ прост – сюжет появился тогда, когда яблоки и яблоневые сады стали частью производящего хозяйства и могли выражать достаток-богатство. И мы уже знаем – с какого времени эти сады: они не ранее 2-го тыс. до н.э., а это моложе культа Боириа на много тысяч лет... И сад у нас из истоков и основы культа выпал! И ищем теперь откуда сами плоды – откуда яблоки – может там образ природных садов...

По ДНК-генетическому анализу история яблока началась в горах Тянь-Шаня, и только к началу эпохи бронзы - это 35/33 века до н.э., началось распространение плода. Как плод яблоко вполне могло дойти до меридиана «Кавказа и Персидского залива» уже тогда - с 35/33 века до н.э. И даже могло и как сад, но и на Тянь-Шане «святых чудо-яблонь» не замечено.

Очевидно, что сюжет культа Нартиады с яблоками никак не мог появиться в Анатолии даже и в 6-м тыс. до н.э.! И не мог появиться в СЧКМ в 5-4-м тыс. до н.э.: на Горе-Ас-Каук-Ас 6-5 тыс. до н.э. – это время миграции туда ариев. Тут, на базе культов Анатолии, складывались культы Асской элиты - и никаких «святых яблок» в век Святого Топора и Святого Меча – святого оружия – в идеологии Асских культов Нартиады уже не могло родиться... И тем более – сложиться в центральный элемент культа...

А о богатствах «яблоневых садов» в горах - на Горе-Ас-Каук-Ас, нет оснований говорить и для Кавказа 3-го тыс. до н.э. Но «центральный» - как статус святости для яблок в культе – это по всем приведённым фактам и вовсе исключено до 2-го тыс. до н.э.! И значит то, что в Нартиаде потом стали связывать с Центром Культа «нартэ фаеткуэ» - это вовсе не святость садов-яблоневых, но «садов» чего-то иного - и базового. Какие «сады» были базовыми в культах Нартиады?

Стержнем религии Нартиады с эпохи Чатал-Гуюка являются культы инициаций – это поколенные переходы рождений-смертей-рождений Дзаеуаеггаг, и их святость надёжно датируется от 8-го тыс. до н.э. Яблоня тогда ещё не известна нигде, кроме Тян-Шаня!

Смысл поколенных культов Дзаеуаеггаг чётко вырисован логическим порядком системного строя культовых терминов: из поколенного разряда «детей» мальчики и девочки восходят в половозрелое «молодое поколение - FAESI-VAED (Фаеси-Ф/в/аед)». В культовом смысле они следуют по «следу – FAED (Фаед)» поколений своих предшественников.

И это представлено как норма «следования – FAEDG (Фаедг – «след/ обычай»)». И обучение этим нормам-Фаедг, идущих «след-в-след – Фаед-Фаед» чередующихся поколений «следом следующих – Фаеси-Ф/в/аед», осуществляли наставники – они излагали в ходе культа «наследуемые /по возрасту/ нормы поведения - Фаедг» - они их «возвещали - Гоао». Это была функция - Фаедг-Гоао: они жрецы норм для всех переходящих в следующие поколения – и «след»-ующие в логике языка идут в «след» - Фаед.

Вывод: исходя из системного строя культов Нартиады словосочетание «нартэ фаед-гоао» и было термином культа возрастных инициаций - и частью ФАЕДГ точно вписано в строй поколенных культов приобщения «молодёжи - фаеси-Ф/в/аед» к нормам следования порядку - Фаедг, при их переходах в разряд зрелых мужей-нартов и жён-сэртов.

И в полном соответствии с культовой функцией жрецов – «возвещающих рождения - Гоао-Ар», эта функция в культе называлась «Нартэ Фаедг Гоао» - «мужских норм возвещания».

То есть мы имеем тут результат наложения термина «возвещающий наследуемые /нормы/ - Фаедг-Гоао / FAEDG-GOAO/» - с поздним, по Абаеву - смешанным арие-каказским названием «яблока – фаеткуэ /fael-tque/»(Абаев, ИЭСОЯ, т.2, 203-203)».

Смешанная этимология слова «яблоко»-«фаеткуэ», которое не целиком из Ир-Ас-языка Нартиады – оно по составу смешанное арие-«кавказское», ясно говорит о том, что слово не могло прийти на Гору-Ас-Каук-Ас раньше прихода носителей языков «кавказских»... То есть, по всем показателям науки истории культовый термин ариев Фаедг-Гоао, с арие-кавказским названием яблока «фаеткуэ» - могли встретиться в обращении в СЧКМ только позже 3-го тыс. до н.э.

Но мы уже знаем, что ещё даже и во 2-м тыс. до н.э. Гора-Ас-Каук-Ас была центром, откуда исходили все по тем временам главные образовательные импульсы в социальной и религиозной идеологии всего СЧКМ – пример прихода с Горы-Ас к грекам культа ОЛЕН-А-ПО-ОЛЛОН с поэзией, музыкой и философией не оставляет места для иных вариантов.

Потому продолжаем поиск в системе идеологии и религии Нартиады, надёжно датируемых 8-м тыс. до н.э., где нет яблонь, а сюжет «НАРТЭ ФАЕДГ-ГОАО» - центральный: в идеологии смены поколений на порогах рождения-смерти-рождения – были переходы по возрастным нормам нрава поколений. Эти смыслы расставлены как FAED – FAESI-VAED – FAEDG - «следуемое-наследуемый порядок», с «возвещающими наследуемый порядок» - FAEDG-GOAO - жрецами.

И очевидно, что с появлением на Горе-Асов самой отрасли «Дэргъ-Дараен - плодо-содержания», и садов-«плодо-вместилищ - Дэргъ-Дон», возникла контаминация ввиду параллельного обращения слов со значением «богатства»: богатство «возвещаемой наследуемой нормы - Фаедг-Гоао» эпохи культов Чатал-Гуюка, сакрально обращалось с богатством эпохи Горы-Ас-каукас – кавказским садово-яблочным богатством плодов Фаел-Ткуе... И это могло быть только после 3-го тыс. до н.э., когда с Тян-Шаня культура яблок - уже и в виде яблоневых садов – могла достичь СЧКМ с Горой-Ас-Каук-Ас/кавказ/...

И эта логичекая конструкция выглядит неколебимой, но остаётся вопрос: какое конкретно «богатство» означено яблоками уже в этой эпохе, но в центральном культе Нартиады из до-яблочной эпохи.

Ответ ясно показан самим смыслом «едения яблок» и «похищения яблок»: для юношей следования по следу девушек - похитительниц яблок - завершаются браками... С миграциями ариев культы Нартиады распространялись с этой образностью и смыслами культов совершеннолетия и брака – потому у многих народов они отложились эротическими сюжетами.

И вот окончательная оценка: В КИТАЕ - сады с религиозной символикой, как и в Индии - со 2-го тыс. до н.э. И сюжетом многих арийских мифов (древнеиндийских) является добывание фруктов и цветов, возвращающих молодость мужчинам и женщинам.

Отсюда ответ: с появлением яблока и яблоневых садов – и по созвучию названия яблока – Фаел-Ткуэ, с Фаедг-Гоао – с титулом жрецов в возрастных культах молодёжи, сам плод стал связываться с идеей молодости – а потом и возвращения молодости мужчинам и женщинам. Потому и стал «чудесным» - ибо «возвращал молодость»: мечта - поселившаяся в вере...

И мы выясняем, что «яблоневые сады» - это «школы возвещателей нрава Фаедг-Гоао По-Ар-Йау /Боириа/»! И они были Центрами Высшего Знания Нравов для сменяющихся поколений во все эпохи идеологии социума Нартиады! И яблоня чтится в мифах греков.

И значит, у греков надо искать «сады нрава» из базового культа-ШКОЛЫ Нартиады, пришедшего в основной культ греков в Дельфы со 2-го тыс. до н.э. Ищем в отложениях «садов-школ нрава Фаедг-Гоао По-Ар-Йау /Боириа/» у греков «яблони нрава», или иные «рощи-сады восхождений рождениями – Дзау-Ар» и «возвещаний рождений – Гоао-Ар». По времени функционирования они ещё были центрами обучения – Школами Нравов - в эпоху распада арийско-греко-армянской общности: это конец 3-го тыс. до н.э. – первая половина 2-го тыс. до н.э., когда с Горы-Ас к грекам в Дельфы пришёл культ с обучением греков поэзии, музыке и философии.

Напомним, что почти все святилища «восхождений рождениями - Дзау-Ар» – это рощи-сады... И сегодня одно из трёх главных Ир-Ас-святилищ находится в роше - в местности, называемой «цаей»: название восходит к той же основе say-(|a|-naka), что и «сэк/х» - «обитель»: это были «Сэк/х-Уаелае» – «обители-школы высшего /знания нрава-силы-молодости/», и одно из них - святилище Реком в Цейе.

И нами уже установлен факт как раз из первой половины 2-го тысячелетия до новой эры - это дельфийская культовая пара ОЛЕН-А-ПО-ОЛЛОН греков и пара аллон-биллон Нартиады, а жрец-ОЛЕН – это «уАЕЛ-уАЕН – высший смотрящий /жрец/» Нартиады. И потому принять смысл нравственного ориентира религии греков, пришедшего с Горы-Ас на гору Парн-Ас к грекам в образе жреца-наставника-солнца-бога ОЛЕН-А-ПО-ОЛЛОН - как «волка», не позволяет логика культа Дзау-Ар Нартиады.

Для ОЛЕН-А-ПО-ОЛЛОН контур смыслов жёсткий: lykeion < wAEL-wAK/G-uON (в этих позициях w и u закономерно утрачиваются – АЕЛ-АГ/К-ОН и это «алаегон» Нартиады) – «высшего нрава смотрящий». Это является точным смысловым дубликатом FAEDG-GOAO /фаедг-гоао/ - «наследуемые нравы возглашающий» жрец. То есть это ОЛЕН в земном образе и А-ПО-ОЛЛОН в небесном.

Итак, смысловая пара арие-греков «алаегон- lykeion» - это точная иллюстрация к истории музыки, философии и поэзии у греков – их в первой половине 2-го тыс. до н.э. принесли ОЛЕН-А-ПО-ОЛЛОН, вместе с принесённым с Горы-Ас на гору Парн-Ас культом рождений-смертей-рождений Дзаеуаеггаг, и жрецами «возглашающими рождения – Гоао-Ар».

И с Дельфами через тысячу лет связана история Пифагора (6-й век до н.э.), введшего для науки мудрости название «философия». И магией своего рождения как мудреца он был связан с Дельфами – магия ещё и в том, что его рождение предсказала Пифия и потому он был назван «Пифагор».

И мы видим, что сама история этой магичности прямо восходит к ариям: имя «пифагор» означает у греков – «тот, о ком объявила Пифия», что с исчерпывающей точностью выражается арие-греческими словами «пифия» и «Гоао-Ар – возвещающий рождения». Говоря проше, «пифия»-«гоао-ар» - «пифагор» - это «служебные фразы» профессионального словаря оракула из того времени, когда языки ариев и греков уже начали расходиться: это начало 2-го тыс. до н.э.

Но культ в Дельфах многое удержал. Все эти факты, вместе с тем, что из Нартиады «высшая обитель – Сэх-Уаелае» - стала «skhole/Схоле» у греков и это «Школа» нашего времени, заставляет искать такую «школу»-«сад» нрава у греков и в остальной Греции.

И стоит напомнить, что в истории философии у греков в Афинах были четыре большие школы, а основные школы античной философии идут из Малой Азии (Милет). Но вот названия самих школ: у Платона - Академия, у Аристотеля - Ликей, у стоической школы – Портик, у эпикурейцев школой был - Сад.

И заметим: сад не только у эпикурейцев... И термин «академия» - это название сада, в котором похоронен герой мифа – Академос (Платон любил там гулять). Тут та же закономерность, что и с Лицеем Аристотеля – тут тоже сад нрава, но Аполлона Ликейского: от алаегон – lykeion – «высший нрав». То есть и Академос – герой «сада-школы нрава».

И круг образов всех школ и жрецов арие-греков стягиается к завершающему этапу арийско-греко-армянской общности – к 3-му тыс. до н.э., а с начала 2-го эта общность распадается... Это совпадение времени распада общности арие-греков со времнем появления «псевдо-яблоневых садов» Нрава Нартиады – школ нравственности – не оставляет сомнений, что в греческих школах-академиях развился тот же «до-яблоневый» этап школ знания и нравственности.

Тем более, что даже и подвигом герой «академос» связан с близнецами (Кастор и Поллукс – те же герои нрава Ахсар-Ахсартаг), и с девой (Европа – она земля-остров, её похитил Тезей, а герои нрава – её освобождали, и у ариев дева-героиня нрава Тэр-Асса-«дзерасса» как раз рождает и землю-луг в Склепе-Дзаеппаз)... В саду с захороненным Академосом было множество алтарей и святилищ – то есть это святилище-сад Дзау-Ар во всех смыслах.

Как последнюю формульную программу смыслов школы нрава «восхождений рождениями - Дзау-Ар», у греков лучше привести школу стоиков. Как и положено «наследуемому /нраву/ - Фаедг» и «высшей нравственности – Уаел-уАГ/К» – на первом месте и у них этика, ибо счастье могут обеспечить только нравственность и праведные поступки – это мужество, справедливость, благоразумие, долг, власть рассудка над чувствами, а бог представлялся как ЛОГОС в значении ВСЕМИРНОГО РАЗУМА – и это калька идеи Мон. Исследование одного этого соответствия обещает немало интересного и дальше...

И вернёмся к возрастным культам Нартиады – пройдя испытательные обряды школ-садов Дзау-Ар для «стражей-По – рождённых-Ар – сильными-Йау» (обряды совершеннолетия - обряды инициации) – эти девушки и юноши вступали в брачный возраст...

Потому сюжеты культа Фаедг-Гоао - уже и как «яблоневые - Фаел-Ткуэ» с «садом Боириа» - все остались как поколенно-испытательные: и в скрадывании, и в охране, и в стрельбе из лука, и в преследовании по следу... И завершаются браком.

Что касается сюжетов Нартиады с «похитителями яблок - голубями» – то этого не могло быть никогда, поскольку плодоядные голуби в исторической зоне Нартиады не водились ни в какую из её эпох! Плодоядные голуби водятся исключительно только в тропических лесах Юго-Восточной Азии и Африки...

И значит, слово «баелон», в сюжетах Нартиады с похищениями яблок, можно воспринимать только в одном из двух значений слова баелон – в значении «дитя, ребёнок», но не во втором значении - «голубя». То есть яблоки из сада - из «академии нрава Фаедг-Гоао По-Ар-Йау /Боириа/» - воровали вовсе не голуби, а дети, и конкретно – девочки на переходах в половозрелый возраст. А охраняли «академии нрава - сады Боириа» мальчики, тоже вступавшие в половозрелый возраст стражей По-Ар-Йау.

Окончательный вывод: эти понятия «следа – Фаед», как поколений, идущих «след-в-след – Фаед-Фаед» - чередой «следующих поколений – Фаеси-Ф/в/аед», соблюдающих «следование /норме/ Фаедг», «вослед возвещаниям – Фаедг-Гоао», делавшихся стражами По-Ар-Йау (Боириа), были стержнем древнейшего порядка культов Нартиады до эпохи витязей Асатае...

А в эпоху Асатае поведенческие нормы Фаедг-Гоао и уАЕЛ-уАГ – АЛАЕГ военизировались и для мужей (алаегатае – «получившие образование» Лаег, и витязи-Ас /– гам-Эс-па-тэр-Ас/), и для женщин (Ас /– тэр-Ас-«дзерасса»/).

И теперь вывод по образу «мирового древа» в Нартиаде. В той части образа «мирового древа», в которой нартоведы связывают этот образ с «яблоней нартов – Нартэ Фаеткуэ» - его в Нартиаде нет! Я уже приводил все доступные мне материалы Нартиады по «мировому древу» – в том числе и из «Гоао-Ар/Ар-Гоао – Аргъау» - этому отведено две главы в «Нарты-арии и арийская идеология», книга 2. И теперь нужно сказать определённо: мировое древо в Нартиаде скорее всего есть, но вопрос требует изучения уже без «яблони нартов»...

И надо смотреть те сюжеты с древом, которое я для себя условно называю «древо-Сэрдон», посокольку сам термин «сэртон/сэрдон» - это название детско-женско-стариковского поло-возрастного коллектива Нартиады, что к традиционному толкованию образа мирового древа явно ближе социально, чем термин «нарт» - мужи одного только поло-возрастного среза...

Просмотров: 6284